Точнее, не сами млекопитающие, а их предки-терапсиды (Therapsida). Позднее в ходе эволюции современные звери это полезнейшее свойство утратили, но, по мнению палеонтологов, именно слюна, превратившаяся в ядовитый коктейль, позволяла выживать в крайне агрессивном окружении небольшим звероящерам пермского периода.
Одним из самых первых владельцев ядовитых зубов на нашей планете является Euchambersia mirabilis – терапсид размером c собаку, живший в Южной Африке 260 млн лет назад, на 100 млн лет раньше первых змей, и на 200 млн лет раньше появления мурен, также обладающих ядовитыми зубами.
Первый экземпляр эучамберсии был найден в 1932 году на ферме Vanwyksfontein в провинции Карру. Спустя 34 года в нескольких метрах от первой находки была сделана вторая. Изучавшие животное палеонтологи сразу же обратили внимание на аномально крупную внешнюю верхнечелюстную ямку (external maxillary fossa). Примерно тогда же впервые была высказана гипотеза о том, что в ней располагалась ядовитая железа.
Однако убедительных доказательств этой гипотезы до сих пор не было. Недавно команда палеонтологов южноафриканского университета Витвотерсранда изучила имеющиеся окаменелости Euchambersia mirabilis с помощью компьютерного сканирования, и обнаружила ряд подробностей, прежде ускользавших от ученых. В частности, оказалось, что верхнечелюстная ямка непосредственно связана с верхнечелюстной каналом, по которому проходит тройничный нерв, ответственный за чувствительность морды.
Своеобразная анатомия канала свидетельствует о важной реорганизации в соматосенсорной системе и позволяет предположить, что вместо ядовитой железы в верхнечелюстной ямке мог располагаться ганглий, констатируют исследователи. Тем не менее, гипотеза ядовитой железы все еще выглядит предпочтительнее.
Это заключение сделано по характеру восстановленной зубной системы эучамберсии, демонстрирующей все необходимые признаки ядовитых животных – ядовитую железу (в верхнечелюстной ямке), механизм доставки яда (верхнечелюстной канал и бороздки, идущие от ямки) и устройство, которым яд доставляется в рану (острые зубы).
«Во-первых, широкая, глубокая и круглая ямка, подходящая для размещения ядовитой железы, находилась на верхней челюсти и была связана с клыками и полостью рта сетью тонких костных каналов, – рассказал ведущий автор исследования, доктор Жюльен Бенуа (Julien Benoit). – Кроме того, мы обнаружили ранее неописанные зубы, скрытые за костями и породой: два резца с сохранившимися коронками и пару крупных клыков, которые все имели острую кромку. Такое строение зубов помогло бы ввести яд в жертву».
Ядовитые зубы могли появиться у Euchambersia по двум причинам. «Она могла бы использовать свой яд для защиты от врагов или для охоты. Наиболее ядовитые виды сегодня используют свой яд именно для охоты, так что я предпочел бы выбрать именно этот вариант», – добавил Бенуа.
С каждым годом список ядовитых млекопитающих увеличивается. В него входят самые разные звери – от землероек до приматов. Ранние млекопитающие и их предки, жившие миллионы лет назад, скорее всего, обычно были ядовитыми, но со временем утратили эту способность. Однако у некоторых млекопитающих гены, отвечающие за ядовитость, были активированы снова уже на более поздней стадии развития, что вновь сделало их ядовитыми, резюмировали исследователи.
Статья опубликована в журнале PLOS
Источник: paleonews.ru