Древние предки млекопитающих кусались ядовитыми зубами

Палеонтологи Филдовского музея естественной истории, изучающие ископаемую фауну Африки, обнаружили раннего предка млекопитающих, оснащенного ядовитыми зубами. Хотя эта адаптация и не получила впоследствии широкого распространения, но неплохо помогала мелким хищникам пермского периода.

Реконструкция Chthonosaurus velocidensРеконструкция Chthonosaurus velocidens

Раскапывая местонахождение наземной фауны позвоночных на территории Замбии, куратор отдела древних млекопитающих музея Кеннет Ангельчук обнаружил два неполных черепа и части посткранивального скелета нового вида тероцефалов. Назвали находку Ichibengops munyamadziensis. В дословном переводе это название означает “лицо со шрамом из Муньямадзи”, причем к традиционно используемому в биологической номенклатуре греческому корню –ops, то есть “лицо, морда” авторы описания нового животного добавили слово ichibenga, на африканском наречии bemba означающее шрам.

Это название в полной мере отражает самую необычную особенность нового предка млекопитающих. На его верхней челюсти имелись особые полости, а на верхних зубах – желобки. По мнению американских палеонтологов, назначением этой системы была выработка яда и доставка его в тело жертвы. Жил ичибенгопс около 225 млн лет назад и вырастал размером с современную таксу.

“Открытие таких новых животных, как Ichibengops, выглядит особенно захватывающим потому, что они помогают нам лучше узнать ту группу животных, которая в конечном итоге привела к появлению млекопитающих, – отметил Ангельчук. – Интересной особенностью этого вида, в частности, было наличие желобков на зубах, которые могли быть использованы для транспортировки яда”.

Ядовитость достаточно редко встречается у современных млекопитающих, отмечают исследователи. Способность вырабатывать яд имеется разве что у утконоса, ехидны и некоторых землероек. Также ядовитым был, по всей видимости, еще один тероцефал – Euchambersia, но в целом даже среди ископаемых предков млекопитающих ядовитость встречалась крайне редко. Почему это так, объяснить сложно – ведь ядовитые зубы заметно повышают эффективность как охоты, так и защиты от врагов.

Сравнив особенности строения скелета и черепа ичибенгопса с 56 другими терапсидами, американские палеонтологи решили считать его сестринским таксоном для описанных из перми России хтонозавров (Chthonosaurus). Таким образом, количество “парных” животных пермского периода, живших одновременно в районе Урала и в Африке, стало еще больше. По всей вероятности, объясняется эта ситуация наличием сухопутных маршрутов, связывавших разные части распадающейся Пангеи по крайней мере до позднепермского времени.

Статья опубликована в Journal of Vertebrate Paleontology