Святая Хильда, бог Вишну и аммониты

В прошлый раз разговор об орудиях богов-громовержцев привел нас к обсуждению роли, которую играют окаменевшие раковины головоногих моллюсков белемнитов в мифологии и фольклоре. Однако белемниты – не единственные окаменелости, проникшие в область народных традиций.

Окаменелости аммонитовОкаменелости аммонитов
Bryan Costin/Flickr

Немало преданий связано с аммонитами. Как и «чертовы пальцы» белемниты, аммониты были головоногими моллюсками. Они плавали в древних морях с девонского до мелового периода. Мягких частей аммонитов не сохранилось, но многим знакомы их характерные спиралевидные раковины.

С этой формой связана самая распространенная легенда о происхождении аммонитов. В ней они предстают как окаменевшие змеи. Эта легенда отражена в народном английском названии аммонитов – snakestones «змеиные камни». Как правило, говорят, что змеи превратились в камень по молитве кого-нибудь из святых, решившего избавить местность от засилья ядовитых змей.

В Северном Йоркшире эту историю рассказывали про святую Хильду, первую настоятельницу монастыря Уитби, основанного в 657 году. В окрестностях монастыря действительно и по сей день часто находят аммонитов, благодаря геологической формации Blue Lias. Позднее палеонтологи честь святой Хильды дали одному из родов аммонитов юрского периода латинское название Hildoceras.

Аммонит, названный в честь святой Хильды (Hildoceras sp.)Аммонит, названный в честь святой Хильды (Hildoceras sp.)

Надо признать, что местные мастера-камнерезы слегка «подправляли» аммонитов, вырезая у них змеиные головы, и продавали в качестве реликвий.

Аммонит со змеиной головойАммонит со змеиной головой

Три таких улучшенных аммонита изображены на гербе города Уитби. Еще один аммонит с головой змеи вделан в стену Колледжа святой Хильды в университете английского города Дарем. Небольшие экземпляры аммонитов студентки из Колледжа святой Хильды порой носили в качестве кулонов.

 Герб Уитби Герб Уитби

История о святой Хильде и змеях упоминается в поэме Вальтера Скота «Мармион», где монахиня из монастыря Уитби рассказывает:

… О том, как Хильда в чаще леса

Святой молитвою своей

Преображала в камни змей.

Такие кольца из камней

Находим мы в монастыре…

(перевод Василия Бетаки)

Альфред Кречер (Alfred Kracher) из Университета штата Айова связывает легенду о святой Хильде и змеях с церковным собором, проходившем в монастыре Уитби в 664 году. На нем решалось, каких богослужебных правил будет придерживаться христианская церковь Англии: принятых в римском католичестве или в христианской церкви Ирландии. Отличия касались, например, способа вычисления даты Пасхи, из-за чего этот праздник в кельтских христианских общинах и в общинах, придерживавшихся римского обряда, приходился на разные дни. Были и другие различия. В диспуте победили представители Рима, что надолго определило церковную историю Англии. По мнению Кречера, легенда Хильде и змеях возникла позднее, под влиянием истории о святом Патрике, изгнавшем змей из Ирландии.

 Святая Хильда с аммонитом в руке Святая Хильда с аммонитом в руке

Другой известный центр распространения аммонитов в Англии – это городок Кейншем в графстве Сомерсет. Местных аммонитов сопровождает аналогичная легенда. В ней избавление от ядовитых змей оказывается заслугой святой Кейн, которая жила отшельницей в лесу.

На острове Скай аммониты были известны как crampstones «судорожные камни». Их применяли для лечения судорог у коров, омывая сведенные спазмом мышцы водой, в которую ранее на несколько часов клали аммонит. В Корнуолле считали, что укушенное змеей животное животное спасется, если выпьет такой воды.

Волжские булгары также считали аммонитов окаменевшими змеями и использовали в народной медицине, прикладывая к больному месту. Чуваши называли их селек хуране «котелок с соплями» из-за желто-зеленых кристаллов кальцита, которые встречаются внутри раковин. В Поволжье была легенда, что аммониты – это «караваи Разина», которые разбойник и чародей, каким Разин представал в народных преданиях, осужден грызть вместо хлеба.

 Раковина аммонита в разрезе Раковина аммонита в разрезе

Перенесемся с Британских островов в Индию, где аммониты окружены религиозным почитанием. В вишнуистском индуизме есть понятие «шалаграма-шила» – воплощение бога Вишну в округлом черном камне. Такие камни обязательно присутствуют в домашних алтарях брахманских вишнуистских семей, в которых они передаются по наследству. Ожерельями из шалаграма-шила украшают изображения божеств. В природном рисунке на камнях видят изображения атрибутов Вишну: лотоса, булавы, раковины, диска. Часто эти камни – черная речная галька, но особо ценятся шалаграма-шилы, найденные в русле реки Гандаки в Гималаях. Они представляют собой аммониты.

Шалаграма-шилаШалаграма-шила

В Северной Индии существует любопытная церемония Туласи-виваха. Это бракосочетание священного растения туласи (вид базилика Ocimum sanctum) с шалаграма-шилой, то есть свадьба растения и ископаемого моллюска. Базилик туласи предстает как супруга Вишну Лакшми, а аммонит – как сам Вишну. Известный религиовед сэр Джеймс Джордж Фрэзер упоминает, что раджа княжества Орчха однажды потратил на такую свадьбу около тридцати тысяч фунтов. В свадебной процессии, сопровождавшей аммонита к жене, были восемь слонов, тысяча двести верблюдов и четыре тысячи лошадей.

Кратко упомянем некоторые другие ископаемые, играющие роль в фольклоре. Членики ископаемых морских лилий в Англии называли четками святого Гутберта (St. Cuthbert’s beads), а в Германии пфеннигами святого Бонифация. Окаменевшие раковины моллюсков родов Gryphaea и Exogyra были известны как ногти дьявола (Devil’s toenails). В Шотландии эти «ногти дьявола» применялись в виде порошка при болях в суставах, а также добавлялись в корм скоту. Отпечатки крупных ракоскорпионов рода Pterygotus в той же Шотландии называли «крыльями херувимов». Останки плезиозавров и ихтиозавров, попадавшиеся в окрестностях Уитби, считали костями ангелов.

Источник : Максим Руссо polit.ru

Метки , , . Закладка постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *