Человек из Туяны – кто он?

Недавно в СМИ прошла информация о том, что недалеко от Иркутска обнаружены останки человека возрастом как минимум 50 тысяч лет. Речь идет о местонахождении Туяна в Тункинской котловине, недалеко от Иркутска. Сенсация? Несомненно! А что известно об этой находке по строго научным данным?

Местонахождение Туяна: а – расположение на карте Байкальской Сибири и Тункинской долины; б – общий вид на площадь раскопа 2016 г. сверху; в – общий вид на местонахождение с западаМестонахождение Туяна: а – расположение на карте Байкальской Сибири и Тункинской долины;

Фрагментированные кости человека найдены на объекте Туяна в 130 км к юго-западу от г. Иркутска еще в 2016 г.; несколько позже вышла статья с кратким изложением их предварительного изучения (Васильев и др., 2017). Ранее была опубликована обзорная работа по геологическим аспектам Туяны (Kozyrev et al., 2014).

Геологические и археологические данные по Туяне говорят о каргинском возрасте слоев и “ориньякоидной” каменной индустрии. Радиоуглеродные (14С) данные по фаунистическим остаткам животных, полученные AMS методом в лаборатории Оксфордского университета (Великобритания), находятся в интервале 26400–39500 радиоуглеродных лет назад (л.н.). Такой возраст в целом не противоречит облику археологических материалов.

Антропологические находки в ТуянеАнтропологические находки в Туяне

Находка ископаемого человека (всего 9 сильно фрагментированных костей) на объекте Туяна интересна прежде всего из-за имеющихся двух прямых (т.е. полученных непосредственно по костям человека) AMS 14С дат: 27030 ± 270 л.н. (UCIAMS-186319) и 47800 ± 3500 л.н. (UCIAMS-186320). Датирование проведено в хорошо известной лаборатории Университета Калифорнии в г. Ирвайн (UC–Irvine) (США); все параметры качества выделенного из костей коллагена (животного белка) удовлетворяют общепринятым значениям. Таким образом, сомневаться в качестве датирования нет оснований. Если верна дата UCIAMS-186320, то перед нами – самая ранняя находка человека во всей северной Евразии (Европейская часть России, Сибирь и Восточная Азия), датированная 14С методом (в настоящее время – наиболее надежным способом определения возраста костей от XVIII века до 50 тыс. лет назад). Ранее самой древней была бедренная кость из Усть-Ишима (Омская область), для которой была получена 14С дата 41400 ± 1300 л.н., а также выделена ДНК очень хорошей сохранности человека современного антропологического облика (см. Fu et al., 2014).

Такие данные требуют тщательного анализа и подтверждения, только тогда можно принять как надежную информацию. Обращает на себя внимание то, что дата 47800 л.н. выглядит несколько изолированной. Она получена для кости, залегавшей в сложных условиях нарушенных мерзлотой осадков каргинского времени, а все другие 14С даты Туяны (также полученные по переотложенным костным остаткам животных) явно моложе. Вряд ли такой древний возраст может иметь сопутствующий археологический материал эпохи начала позднего палеолита.

Можно предварительно принять как самое раннее время присутствия людей на Туяне и на юге Восточной Сибири в целом (подтвержденное находкой ископаемых остатков человека) дату около 27 тыс. л.н. О более древнем возрасте ископаемого человека пока говорить рано. Антропологи не дают видового определения находкам человека Туяны. По сообщениям СМИ, кости переданы на выделение ДНК в Отделение эволюционной генетики Института эволюционной антропологии (Общество Макса Планка) в г. Лейпциге (ФРГ). Нужны и дополнительные прямые 14С даты костей человека. Будем надеяться, что ожидаемые результаты дадут возможность сделать надежные выводы о хронологии и видовой принадлежности людей из Туяны!

Литература:

• Васильев С.В., Боруцкая С.Б., Роговской Е.О., Бердникова Н.Е., Липнина Е.А., Бердников И.М. Сообщение об антропологических находках на палеолитическом местонахождении Туяна в Тункинской рифтовой долине (Юго-Западное Прибайкалье) // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Геоархеология. Этнология. Антропология». 2017. Т. 22. С. 150–165.
  • Fu Q., Li H., Moorjani P., Jay F., Slepchenko S.M., Bondarev A.A., Johnson P.L.F., Aximu-Petri A., Prüfer K., de Filippo C., Meyer M., Zwyns N., Salazar-García D.C., Kuzmin Y.V., Keates S.G., Kosintsev P.A., Razhev D.I., Richards M.P., Peristov N.V., Lachmann M., Douka K., Higham T.F.G., Slatkin M., Hublin J.- J., Reich D., Kelso J., Viola B.T., Pääbo S. Genome sequence of a 45,000-year-old modern human from western Siberia// Nature. 2014. Vol. 514. P. 445–450.
  • Kozyrev A., Shchetnikov A., Klement’ev A., Filinov I. A., Fedorenko A., White D. The early Upper Palaeolithic of the Tunka rift valley, Lake Baikal region, Siberia // Quaternary International. 2014. Vol. 348. P. 4–13.

Источник: antropogenez.ru