Древние образцы ДНК рассказали об этнической истории Индокитая

Древняя ДНК, которую удалось извлечь из скелетных останков возрастом до 8000 лет, помогла ученым восстановить историю населения Юго-Восточной Азии.

Череп представителя культуры Хоа-Бинь © Fabio LahrЧереп представителя культуры Хоа-Бинь
© Fabio Lahr

Ранее существовало две конкурирующие теории, описывавшие древнюю этническую историю данного региона. Согласно одной из них, местное население (представители так называемой археологической культуры Хоа-Бинь) самостоятельно перешли к земледелию и не подверглось смешению с другими этническими группами. Сторонники другой точки зрения утверждали, что разведение риса возникло в Индокитае благодаря переселенцам с территории Восточного Китая, полностью вытеснившим коренной население. Результаты нынешнего исследования показывают более сложную картину.

Международный коллектив ученых сумел получить образцы ДНК из 26 скелетных останков возрастом около 8000 лет, найденных в Малайзии, Таиланде, Филиппинах, Вьетнаме, Индонезии, Лаосе и Японии. Ранее для этого региона была исследована древняя ДНК только 4000-летнего возраста. Генетическое исследование останков представителей культуры Хоа-Бинь во Вьетнаме и культуры Дзёмон в Японии было проведено впервые. Секвенированные геномные последовательности исследователи сравнили с образцами ДНК современных жителей Юго-Восточной Азии.

Исследование показало, что население Юго-Восточной Азии генетически связано, по крайней мере, с четырьмя древними популяциями. Среди них как местная культура Хоа-Бинь, так и более поздние мигранты. Древнейший слой населения, хоа-биньцы, связаны генетически с андаманским народом онге, народом джехаи в материковой Малайзии и Таиланде, а также с представителями культуры Дзёмон. Около 4 тысяч лет назад в Индокитай действительно пришли древние обитатели Восточной Азии, их миграция была связана с переходом к земледелию. Однако часть аборигенного населения сохранилась, смешавшись с пришельцами, и ее генетическое наследие обнаруживается в ДНК современных обитателей региона. Гены неолитических земледельцев обнаруживаются у горных народов Индокитая, говорящих на австроазиатских языках, что позволяет предположить принадлежность переселенцев к предкам носителей этой языковой семьи. Еще два важных генетических компонента появляются около двух тысяч лет назад. Их исследователи связывают с появлением в регионе носителей тай-кадайских и астронезийских языков.

Исследование опубликовано в журнале Science