Колыбель человечества перенесли в Грецию

На смену гипотезе африканской прародины человечества, знакомой большинству наших читателей со школьной скамьи, все чаще приходят новые, альтернативные и нетрадиционные версии. Самая свежая из них помещает колыбель антропогенеза на Балканский полуостров, расположенный в южной части Европы.

Graecopithecus freybergi. Реконструкция.Graecopithecus freybergi. Реконструкция.

В пользу этой гипотезы говорит несколько окаменелостей, принадлежащих грекопитеку – Graecopithecus freybergi, который авторами нового исследования принимается за последнего общего предка человека и шимпанзе. Правда, в то, что их гипотеза сходу завоюет популярность, ученые и сами не очень-то верят.

Не успели остыть страсти после заявлений китайских антропологов, предложивших считать прародиной человечества территорию современной Поднебесной, как почетное звание колыбели всего нашего рода решили оспорить Балканы. Именно там, в районе Греции и Болгарии, семь миллионов лет назад жили истинные предки Homo sapiens. Во всяком случае, так утверждают современные сапиенсы – профессор Николай Спассов (Nikolai Spassov) из Болгарской академии наук и профессор Мадлен Беме (Madelaine Bohme) из университета Тюбингена.

Согласно общепринятой сегодня концепции, расхождение эволюционных ветвей, ведущих к людям и к шимпанзе, произошло где-то в Африке около 5-8 млн лет назад. Но открытие Спассова и Беме в эту схему никак не вписывается, поскольку помещает последнего общего предка человека и шимпанзе в Южную Европу. Возраст гипотетического первочеловека, впрочем, остался почти таким же – 7,2 млн лет назад.

В своем исследовании ученые использовали компьютерную томографию для анализа нижней челюсти и верхнего моляра (коренного зуба) Graecopithecus freybergi – гоминиды, остатки которой были найдены ранее в южной Греции (челюсть) и центральной Болгарии (зуб). Как оказалось, корни коренных зубов грекопитека частично сливались, что является “особенностью, характерной для современных людей, ранних людей и нескольких пра-людей, включая Ardipithecus и Australopithecus”, объясняет Беме.

Дело в том, что у обезьян два-три зубных корня обычно вполне самостоятельны, да еще и нередко расходятся в стороны. Кроме того, группа исследователей нашла в зубах Graecopithecus и другие признаки, указывающие на то, что он был частью эволюционной линии, ведущей к современным людям.

Если гипотеза Спассова и Беме верна, то мы присутствуем при очередной революции в антропологии, поскольку грекопитек на несколько сотен тысяч лет древнее самого раннего африканского кандидата в наши предки – Sahelanthropus из Чада.

Челюсть Graecopithecus freybergiЧелюсть Graecopithecus freybergi