Палеодиета не менялась — изменился климат

Почему около 40 тыс. лет назад неандертальцы уступили место людям современного анатомического типа? Одна из самых популярных гипотез на этот счёт гласит: наши предки могли похвастаться более разнообразным рационом и это дало им конкурентное преимущество перед неандертальцами.

Геохимические исследования ископаемых костей вроде бы подтвердили, что мы и неандертальцы питались по-разному. Действительно, в костях людей современного типа было найдено более высокое содержание тяжёлых изотопов азота по сравнению с останками неандертальцев, и показалось логичным предположить, что в диету наших пращуров входила рыба, тогда как неандертальцы зациклились на крупной дичи — мамонтах и бизонах.

Фрагмент волчьей челюсти, принимавший участие в исследовании
(фото авторов работы).

Однако до последнего времени упускалось из виду то обстоятельство, что, возможно, изменилось соотношение изотопов азота в самих источниках пищи. Не стоит забывать, что определённые факторы окружающей среды (например, засуха) способны увеличить долю тяжёлых изотопов в растениях, а это в свою очередь приводит к соответствующим изменениям в организме травоядных животных и хищников, которые ими питаются. При этом, заметьте, никто из них не изменит привычному образу жизни.

Сотрудники Тюбингенского университета (ФРГ) и Национального музея доисторической эпохи в Лез-Эзи-де-Тайак-Сирёй (Франция) восполнили пробел, выяснив, что соотношение изотопов азота в костях и травоядных (северного оленя, обыкновенного оленя, лошади, бизона), и плотоядных животных (волков) претерпело существенные изменения к тому времени, когда на юго-западе Франции появился человек современного типа. Эти перемены очень похожи на те, которые наблюдаются в человеческих окаменелостях того же периода, то есть диета неандертальцев и наших предков, возможно, была почти одинаковой. А разница в изотопах — следствие перемен в окружающей среде.

То, что неандертальцы питались, как мы, добавляет новые данные к уже немаленькому корпусу свидетельств о том, что «они» не так сильно отличались от «нас», чем было принято считать пару десятилетий назад: если рацион неандертальцев был столь же широк, как у человека разумного, то, скорее всего, наши соседи по эволюционному древу были столь же хороши в искусстве охоты и собирательства, как и сапиенсы.

Но это вовсе не означает, что теперь сложнее понять, почему наши пращуры побороли неандертальцев. Напротив, изменение изотопного состава намекает на засуху. Возможно, она сыграла какую-то роль в угасании неандертальцев, после чего на освободившееся место пришло новое племя.

В целом можно заключить, что причины вымирания неандертальцев были весьма сложными. Нельзя всё приписывать одним только различиям в поведении двух видов.

Результаты исследования опубликованы в издании Journal of Human Evolution.
По материалам Тюбингенского университета.
Источник: compulenta.computerra.ru