Окаменевшие фекалии рассказали о диете неандертальцев

Старейшие человеческие экскременты помогли ученым получить первое объективное доказательство всеядности неандертальцев. Вопреки распространенному в научном мире мнению, эти гоминиды ели не только мясо, но и растения. Об открытии повествует статья американских и испанских ученых, опубликованная в журнале PLoS ONE.

Семья неандертальцев

В ХХ веке считалось, что наши предки-кроманьонцы смогли победить и уничтожить неандертальцев в том числе благодаря многообразию своей диеты: они были готовы питаться и рыбой, и плодами, и кореньями, тогда как неандертальцы якобы отличались пищевым консерватизмом и поедали только мясо крупных зверей. Однако в последние годы эта теория стала давать трещины. Обнаружились косвенные доказательства того, что Homo neandertaliensis потребляли рыбу и растения.

При этом реконструкция диеты древних людей до сих пор шла по косвенным «уликам»: соотношению изотопов углерода и азота в костях гоминин. Этот метод, к сожалению, говорит лишь об источниках животного белка (то есть, на кого охотились наши предки), но не об употреблении растительной пищи. Археологи также обнаружили мельчайшие фрагменты растений в зубах неандертальцев. Впрочем, это может свидетельствовать и о том, что они употребляли в пищу желудки оленей, бизонов и других травоядных — это отличный источник витамина С и микроэлементов. Так, кстати, поступают современные эскимосы.

Не менее вероятен другой сценарий: древние люди пользовались своими челюстями как орудиями, перегрызая стебли растений или откусывая волокна. О том, что челюсти могли выступать «третьей рукой» неандертальцев, писали на прошлой неделе авторы другого крупного исследования испанских гоминин.

Стоянка Эль СальтСтоянка Эль Сальт
Фото: Ainara Sistiaga

Айнара Систиага (Ainara Sistiaga) из испанского университета Ла Лагуна (Тенерифе) и ее коллеги представили первую непосредственную реконструкцию диеты неандертальцев — по окаменелым фекалиям, найденным на стоянке Эль-Салт (провинция Аликанте). Примерно 50,000 лет назад, в среднем палеолите, на ее территории обитали неандертальцы. Фрагменты отложений с копролитами (окаменелые экскременты) диаметром в несколько миллиметров были извлечены из отложений и подверглись химическому анализу в лаборатории Массачусетского технологического института.

Части почвы были растерты в порошок, а специальные растворители помогли извлечь из них органические соединения. Затем Систиага обследовала эти вещества на предмет определенных биомаркеров переваренной человеческой пищи. Больше всего исследовательницу интересовал копростерин — который образуется в пищеварительной системе при переваривании холестерина. Поскольку организм человека расщепляет холестерин интенсивнее и в больших объемах, чем другие животные, высокое содержание копростерина укажет на неандертальское происхождение фекалий.

Теми же химическими методами Систиага и ее коллега из MIT Роджер Саммонс (Roger Everett Summons) обнаружили в экскрементах биомаркеры продуктов переработки фитостерина – стероидного спирта растительного происхождения. В двух из пяти фрагментов почвы ученые нашли 5B-стигмастерин, однозначно указывающий на употребление растительной пищи. Хотя по объему стигмастерин существенно уступает копростерину, в мясе холестерина значительно больше, чем фитостерина в растениях. Поэтому даже небольшие количества стигмастерина в фекалиях указывают на активное поедание растений, объясняет Систиага.

Иными словами, хотя диета неандертальцев состояла главным образом из мясной пищи, они «разбавляли» ее ягодами, орехами и клубнями. «По нашему мнению, неандертальцы ели всё, что предлагала им природа в различных ситуациях, временах года и климатических поясах», — заключает исследовательница. Впрочем, полученные данные не исключают и возможности того, что неандертальцы всего лишь поедали желудки травоядных. Остается удовольствоваться тем, что антропологи нашли действенный метод реконструкции диеты древних гоминид (по окаменелым фекалиям).

Реконструированный скелет неандертальцаРеконструированный скелет неандертальца (справа)
Фото: Frank Franklin II / AP

Кроме того, использованный метод позволит по-новому изучать состав кишечной флоры ископаемых гоминин. Эволюцию пищеварительной системы наших предков исследовать крайне сложно по причине того, что мягкие ткани не оставляют следов в палеонтологической летописи. Изобилие копростерина в окаменелых фекалиях говорит о том, что бактерии в желудках и кишечниках неандертальцев неплохо справлялись с переработкой животной пищи. Ученые призывают провести сопоставительный анализ отложений с копролитами, оставшихся после других представителей рода Homo.

Так, Систиага и Саммонс планируют применить свой метод для анализа образцов почвы из ущелья Олдувай(Танзания). Там были сделаны находки человека умелого (Homo habilis), занимающего промежуточное положение между австралопитеками и представителями рода Homo. «Хотя археологи изучают химический состав пищи, оставшейся на котлах и другой посуде, 90 процентов доступных нам материалов находятся в толще отложений. Мы открыли новый путь к информации, скрытой в почве каменного века», — утверждает Систиага.

Источник: А. Космарский lenta.ru