Сапиенсы и неандертальцы прожили бок о бок в Испании и Франции 1,4–2,9 тысячи лет

Археологи выяснили, что люди современного анатомического типа и неандертальцы жили вместе на севере Испании и во Франции около 1,4-2,9 тысячи лет, пока последние не исчезли около 40 тысяч лет назад.

Каменные орудия поздних неандертальцев, найденные на севере Испании и во Франции © Igor Djakovic et al. / Scientific Reports, 2022Каменные орудия поздних неандертальцев, найденные на севере Испании и во Франции
© Igor Djakovic et al. / Scientific Reports, 2022

В интервале от 50 до 40 тысяч лет назад первые кроманьонцы (Homo sapiens) начали заселять Европу. Возможно, эпизодические проникновения происходили и раньше, свидетельства чего недавно обнаружили во французском гроте Мандрен – зуб человека современного анатомического типа, жившего около 54 тысяч лет назад. Однако с уверенностью можно говорить о пребывание кроманьонцев на континенте с несколько более поздних времен. Так, в Болгарии находится пещера Бачо-Киро, где археологи обнаружили останки нескольких людей, многочисленные костяные украшения, орудия труда и кости животных. Возраст этих находок составляет около 45–43 тысяч лет.

В это время на территории Европы проживали поздние неандертальцы (H. neanderthalensis). В 2014 году археологи провели масштабное исследование, чтобы определить время вымирания этих архаичных людей на континенте. Тогда они пришли к выводу, что это произошло около 41030–39260 лет назад (калиброванный возраст по кривой IntCat13), а время сосуществования кроманьонцев и неандертальцев ученые оценили в 2600–5400 лет.

До сих пор остается неясным, как уживались эти два вида и как они контактировали между собой. Известно несколько культур начального этапа верхнего палеолита, о которых уже долго идут споры относительно того, кто их оставил. Самый известный пример – это шательперронская археологическая культура, которую большая часть современных исследователей ассоциирует с неандертальцами. В то же время некоторые авторы подчеркивают, что расселявшиеся кроманьонцы могли содействовать появлению более продвинутых индустрий.

Игорь Дьякович (Igor Djakovic) из Лейденского университета совместно с коллегами из Великобритании и Нидерландов решил выяснить, как долго могли сосуществовать поздние неандертальцы и люди современного вида на севере Испании, а также в юго-западных, центральных и средиземноморских районах Франции. Для этого они откалибровали с помощью кривой IntCal20 56 радиоуглеродных дат, полученных при анализе семи шательперронских (n = 28) и десяти протоориньярских (n = 28) комплексов, а также дополнили эти данные прямыми датировками неандертальских окаменелостей из окрестных регионов Франции и Бельгии (n = 10).

С помощью байесовского моделирования ученые определили, что шательперронская культура возникла около 45343–44248 лет назад и исчезла примерно 41081–40138 лет назад. Протоориньяк же появился около 42873–41747 лет назад, а исчез приблизительно 39197–38087 лет назад. Смоделированное время исчезновения неандертальцев по прямым датировкам в рассматриваемом регионе укладывается в интервал между 41757 и 39859 лет назад. Тем самым археологи подтвердили, что некоторые памятники неандертальцев и сапиенсов в этом регионе частично или полностью перекрываются по времени.

Далее они прибегли к оптимальному линейному прогнозу, в рамках которого подразумевается, что самые ранние и самые поздние свидетельства существования вида нам неизвестны. Согласно этой модели, протоориньяк появился во Франции и на севере Испании около 42653–42269 лет назад. Шательперронская же культура исчезла в интервале между 39894 и 39798 лет назад, а локальное вымирание неандертальцев во Франции и Бельгии датируется между 40870 и 40457 лет назад. Комбинируя полученные данные, ученые пришли к выводу, что протоориньякцы (люди современного анатомического типа) появились примерно за 1399–2196 лет до того, как исчезли неандертальцы (по прямым датировкам), и за 2375–2855 лет до исчезновения шательперронской культуры.

Тем самым археологи заключили, что, основываясь на оптимальном линейном прогнозе, люди современного анатомического типа появились на севере Испании и во Франции примерно за 1400–2900 лет до исчезновения неандертальцев и шательперронской культуры. Это в значительной мере согласуется с прошлыми оценками продолжительности сосуществования двух популяций на западе Европы в начале верхнего палеолита.

Статья опубликована в журнале Scientific Reports