Употребление молока способствовало массовому переселению людей в степи

Новое исследование, проведенное учеными из Института истории человечества Макса Планка в Йене (Германия) показало, что массовые миграции скотоводов в бронзовом веке совпадают с простым, но важным изменением питания – переходом на употребление молока, сообщает пресс-служба Института.

Зубной камень, удаленный с зубов этого человека, свидетельствует о потреблении молочных продуктов. © Egor Kitov, Samara Valley ProjectЗубной камень, удаленный с зубов этого человека,
свидетельствует о потреблении молочных продуктов.

© Egor Kitov, Samara Valley Project

Чтобы сделать такой вывод, исследователи изучили древний зубной камень. Тщательно извлекая образцы накопленного камня из сохранившихся образцов и используя передовые молекулярные методы для анализа белков, все еще сохраненных в этом устойчивом и защитном материале, ученые смогли определить, какие древние люди могли пить молоко, а какие нет.

У большинства исследованных людей эпохи энеолита до бронзового века – у более 90% – не было найдено никаких доказательств употребления молочных продуктов. Напротив, 94% людей раннего бронзового века явно пили молоко, утверждают ученые. Они дополнительно проанализировали данные, чтобы выяснить, какое молоко потребляли пастухи.

Результаты показали, что основными источниками молока были такие животные, как корова, овца и коза. Но также выяснилось, что некоторые древние люди потребляли молоко лошадей. Авторы работы добавляют, что приручение  лошадей – и употребление конского молока, – вероятно, началось примерно в 1500 километрах к западу, в степях Причерноморского Каспия.

«Мы видим серьезный переход к молочному животноводству именно тогда, когда скотоводы начали расширяться на восток», – говорит профессор Николь Бойвин, старший автор исследования и директор департамента археологии MPI Science of Human History.

Прирученные лошади, вероятно, тоже сыграли свою роль.

«Степные популяции больше не использовали животных только для мяса, а использовали их дополнительные свойства – например, доили их и использовали для транспортировки», – утверждает профессор Бойвин.

Какие именно важные преимущества давало молоко, еще предстоит выяснить. Но вполне вероятно, что дополнительные питательные вещества, белки и источники жидкости в очень засушливой среде были бы критически важны для выживания в суровых и открытых степях.

Статья опубликована в журнале Nature