В геноме микенцев и минойцев нашли ДНК людей из Сибири

Международная команда ученых впервые расшифровала геном представителей микенской и минойской цивилизаций, в котором оказались гены выходцев с Кавказа и Сибири.

Остатки дворца в МикенахОстатки дворца в Микенах
© Anton_Ivanov / Фотодом / Shutterstock

Минойская цивилизация существовала около пяти тысяч лет назад на острове Крит и оставила яркий след в истории человечества. К ней относится легенда о Минотавре, жившем в лабиринте царя Миноса, в честь которого и была названа эта культура. Минойцы имели свою письменность, морской флот и развитую торговлю, а также строили большие дворцовые комплексы. Микенская цивилизация моложе минойской и существовала на территории Греции около четырех тысяч лет назад. Микенцы получили свое название в честь города Микены, в котором жил знаменитый царь Агамемнон, начавший Троянскую войну. В отличие от минойцев, занимавшихся в основном торговлей, микенцы были воинами и завоевали все близлежащие острова, в том числе и Крит.

Ученых давно интересовало, откуда пришли в Грецию и на остров Крит люди этих культур. Культурные нововведения минойцев, в том числе первая европейская письменность, обширные дворцовые комплексы и яркое искусство заставили предположить, что минойцы прибыли на Крит из развитого сообщества. Микенцы, с их корнями в материковой Греции, переняли большую часть минойских технологий и культуры, но было неясно, как они связаны друг с другом.

Чтобы ответить на этот вопрос, международная команда генетиков сделала анализ древней ДНК, извлеченной из останков 19 человек, выкопанных из древних гробниц. Десять из них были минойцами, четверо — микенцами, трое — из района Анатолии, один — с острова Крит, живший там после завоевания острова микенцами, и еще один — возрастом около 5400 лет, живший до появления греческих цивилизаций.

Ученые сравнили полученные данные из древней ДНК с образцами ДНК других древних и современных людей (всего около 3 000 образцов). Проведенный анализ геномов показал, что минойцы и микенцы оказались генетически очень близкими друг к другу, и на три четверти их генетическая родословная брала начало от первых неолитических земледельцев турецкой Анатолии. Оставшаяся часть генома показывала родственную связь этих народов с древними популяциями Кавказа и Ирана. Но ученые обнаружили также, что микенцы все же отличались от минойцев и несли в своем геноме гены охотников-собирателей Восточной Европы и Сибири.

Как говорят генетики, охотники с севера прибыли в Грецию в промежутке между VIII и IV тысячелетием до н.э. И современные греки являются прямыми геномными потомками древних микенцев с небольшими примесями других народов.

Исследование опубликовано в журнале Nature