В Южной Африке нашли древнейшие свидетельства приготовления крахмала

В новом исследовании археологов из Великобритании, Германии и ЮАР  представлены самые ранние археологические свидетельства того, что анатомически современные люди подвергали термической обработке и ели растительный крахмал уже 120 000 лет назад.

Фрагменты органики, найденные в кострищах© C. LarbeyФрагменты органики, найденные в кострищах
© C. Larbey

Такой вывод был сделан на основе находок из пещер у реки Класис в Восточно-Капской провинции ЮАР, на побережье Индийского океана. Осадочный слой в этих пещерах имеет высоту 20 метров, и находки в нем охватывают диапазон времени от 120 до 55 тысяч лет назад. Артефакты, найденные там, включают каменные и костные орудия, кости животных и раковины, а также более сорока костей живших в пещерах людей. Некоторые кости выглядят идентичными костям современных Homo sapiens, другие демонстрируют более архаичные черты. Жители пещер охотились на антилоп, тюленей, пингвинов, собирали моллюсков. Предполагается, что пещеры не были постоянным местом жительства, древние охотники оставались в них не более нескольких недель кряду. Возможно, это связано с их регулярными кочевками. Наибольшую известность получили найденные в этим пещерах самые древние свидетельства каннибализма: среди остатков пищи есть фрагменты человеческих костей со следами насильственной смерти.

Авторы нового исследования внимательно изучили небольшие (диаметром примерно 30 сантиметров) кострища из пещер реки Класис. Среди обугленных частиц пищи им удалось определить фрагменты растительной паренхимы – запасающей ткани, которая служит для отложения крахмала в клубнях, луковицах и корневищах растений. Археолог Синтия Ларби (Cynthia Larbey) из Кембриджского университета говорит, что полученные результаты стали первым археологическим доказательством выдвинутой ранее генетиками гипотезы, что удвоение генов, ответственных за расщепление крахмала, случившееся у людей около 300 тысяч лет назад, стало следствием увеличения доли растительного крахмала в рационе.

Результаты исследования опубликовал Journal of Human Evolution