Археологи нашли неандертальского “дедушку” Стоунхенджа во Франции

РИА Новости. Ученые обнаружили на юге Франции пещеру, где жили неандертальцы, построившие примерно 175 тысяч лет назад внутри ее каменную структуру из нескольких концентрических кругов камней, что свидетельствует о необычайной “продвинутости” первых европейцев, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

Трехмерная модель постройки, сделанной неандертальцами в пещере БруникельТрехмерная модель постройки, сделанной неандертальцами в пещере Бруникель
©  Xavier MUTH – Get in Situ, Archéotransfert, Archéovision -SHS-3D, base photographique Pascal Mora

Сегодня считается, что человек освоил строительное искусство и начал возводить здания и архитектурные памятники только с переходом к земледелию и связанным с ним оседлому и полуоседлому обитанию. Как, когда и почему это произошло является одним из самых интересных вопросов в истории развития человечества.

Как рассказывает Жак Жобер из университета Бордо (Франция), по этой причине мало кто пытался искать какие-либо архитектурные следы, связанные с неандертальцами – как считали ученые, эти древние люди были исключительно охотниками-собирателями, которые постоянно мигрировали и не нуждались в постройках какого-либо рода.

Оказалось, что это не так – Жобер и его коллеги обнаружили в пещере Бруникель на юго-западе Франции следы гигантского сооружения, созданного человеческими руками. Возраст пород, в которых были найдены следы серии концентрических кругов из камней, составляет 175 миллионов лет, что означает, что ее построили не наши предки, а неандертальцы.

Эта постройка, своеобразный неандертальский “Стоунхендж”, представляет собой круг диаметром в 6,7 метра, собранный из четырех слоев “кирпичей”, изготовленных из обожженных кусков сталагмитов, которые древние строители, вероятно, добывали в самой пещере. Внутри этого круга и рядом с ним есть еще несколько аналогичных структур, внутри которых были найдены кости животных.

Как полагают ученые, часть меньших структур скорее всего представляла собой очаги, на которых готовили пищу, но предназначение большого круга пока остается для нас загадкой. Этот “стоунхендж” мог играть как какую-то религиозную роль в жизни обитателей Бруникеля, так и какие-то неизвестные нам функции.

В любом случае, данная постройка, как заявляют Жобер и его коллеги, претендует на роль древнейшего архитектурного сооружения в истории человечества. Она говорит о сложной организации неандертальских сообществ, позволявшей им строить подобные сооружения, что в очередной раз опровергает миф о том, что неандертальцы были глупее и менее развитыми, чем наши предки-кроманьонцы.