Древнейший сыр оказался родственником кефира

Биологи из Китая и Германии провели анализ древнейшего известного сыра, который сохранился в виде украшения мумий, найденных в Китае в захоронении Сяохэ. По словам ученых, рецепт древнего сыра существенно отличался от типичных современных аналогов. Исследование опубликовано в журнале Journal of Archaeological Science, кратко о нем пишет Huffington Post.

Фрагменты сыра отмечены стрелками
Фото: Y.Liu and Y.Yang

Мумии захоронения Сяохэ, ставшие предметом исследования, были обнаружены в начале 2000-х годов. Их возраст датируется 1980 -1450 годами до нашей эры. У некоторых из мумий сохранились нательные украшения, сделанные из кусочков продукта молочного происхождения. Археологи полагают, что эти украшения должны были служить в качестве пищи для души, путешествующей по царству мертвых.

Ученые провели подробный химический анализ пептидов в найденных украшениях. Он показал, что для получения древнего сыра не использовался так называемый сычужный фермент, реннин, который требуется для изготовления большинства современных твердых сыров (он вырабатывается в сычуге крупного рогатого скота и применяется для створаживания молока). Вместо реннина, древние фермеры использовали для ферментации молока бактерий Lactobacillus kefiranofaciens, дрожжи и другие микроорганизмы. Получившийся продукт, по словам ученых, представляет собой, фактически, предшественника мягких кефирных сыров, которые производятся до сих пор. Овладение технологией сыроделания дало местному населению бронзового века значительное преимущество, так как позволило создавать ранее недоступные продуктовые запасы, — заключают авторы.

Древнейшие документальные свидетельства о существования молочного скотоводства датируются седьмым-шестым тысячелетием до нашей эры. Большинство из них основаны на анализе молочных кислот, сохранившихся в стенках керамических сосудов. Такой анализ, однако, не дает информации о технологии изготовления молочных продуктов.

Метки . Закладка постоянная ссылка.