Египетских кошек одомашнили на 2 тыс. лет раньше, чем считалось

Раскопки на месте города Иеракополя, столицы Верхнего Египта в додинастический период, принесли новые данные относительно приручения кошек, сообщает Journal of Archaeological Science. Ученые пишут, что дата одомашнивания кошек в Древнем Египте может быть отодвинута почти на 2 тыс. лет.

Фото: Moyan Brenn (CC-BY)

Останки шести кошек найдены в небольшой яме на кладбище для богатых. Здесь хоронили не только людей, но и животных — вероятно, приносимых в жертву при исполнении ритуалов. Археологи нашли массу скелетов животных — от бабуинов до леопардов и гиппопотамов. Помимо этого новые находки включают скелеты двух взрослых котов (самца и самки) и четырех котят. Ученые сравнили размер их костей с размером костей разных видов рода Felis и доказали, что обнаруженные кости отчетливо соответствуют виду Felis silvestris (домашняя кошка) и не соответствуют размерам костей диких кошек (Felis chaus и Felis margarita).

На то, что это были прирученные кошки, указывает также их возраст при смерти и тот факт, что лапу одной из них явно лечили после перелома. Кости датируются периодом между 3600 и 3800 годами до н. э. — это как раз на 2 тыс. лет раньше самого древнего до сих пор известного свидетельства приручения кошек.

Прежде считалось, что одомашнивание кошек вида Felis silvestris произошло в Древнем Египте примерно 4 тыс. лет назад, во времена Среднего Царства (около 1500 года до н. э.). Но этому противоречит находка с Кипра значительно более раннего времени — около 9500 лет до н. э., которая указывает на довольно близкие отношения между людьми и кошками.

Еще в одной статье, авторы которой ссылаются на данные радиоуглеродного анализа, доказывается позиция, что в Китае мелкие кошки жили рядом с человеком уже 5300 лет назад.

Источник: М. Молина www.vokrugsveta.ru