О древнем климате ученым расскажет дно Охотского моря

Каков был климат в районе Охотского моря полмиллиона лет назад, и как он изменится в будущем? Этими вопросами задались российские и китайские учёные. Чтобы найти ответы, они отправились в морскую экспедицию и взяли пробы грунта со дна. Порода почти не меняется с течением времени, что позволяет узнать, каким был климат в прошлом.

На дно Охотского моря погружают трубку. Глубина здесь — несколько километров. Гравитационная трубка на длинном тросе под воздействием силы тяжести падает и прорезает морское дно. Ученым нужно не просто добраться до земли, но еще и аккуратно снять 10-12 метров породы. Такие пробы они сделали во всех дальневосточных морях страны. Российско-китайское исследовательское судно избороздило тысячи километров.

За три экспедиции ученые привезли 350 метров керна — породы со дна северных морей. Его поделили на куски и теперь будут изучать в лаборатории. По нему ученые сделают вывод, каким был климат 300-500 тысяч лет назад.

Дело в том, что морское дно практически не подвергается внешним воздействиям и содержит в себе все тайны древности. Но ученых, прежде всего, интересуют климатические загадки. В лаборатории изучают магнитные свойства отобранной породы на различных глубинах. И уже по ним делают выводы, что же происходило на Земле сотни тысяч лет назад. К примеру, полярность геомагнитного поля земли изменилась 798 тысяч лет назад, что привело к гибели различных животных и растений.

«Уже мы можем определить, какое было поле, когда произошла инверсия знака полярности геомагнитного поля, — рассказывает научный сотрудник СВКНИИ ДВО РАН Галина Малахова. — А в это время происходили всякие разные изменения. До сих пор же неизвестно, почему вымерли мамонты. Может быть, произошла смена полярности, изменения в атмосфере, какие-то глобальные изменения».

Пробы с морских глубин изучают и на предмет древней флоры и фауны, она также меняется с течением времени, причем не только под водой. К примеру, на Колыме и Чукотке когда-то даже росли тропические растения.

«И растения очень изменились. Присутствовали и папоротники, присутствовали тропические. Сейчас отсутствуют уже. Только в ископаемом виде находят», — говорит старший лаборант СВКНИИ ДВО РАН Клавдия Ремизовская.

Теперь же каких-то масштабных климатических изменений ждать не стоит. Ученые пришли к выводу, что существует закономерность в наступлении потепления и похолодания. Сейчас на территории Дальнего Востока России пик потепления, но уже через двадцать лет все вернется к показателям пятидесятилетней давности.

«Наверное, будет немножко холоднее, — прогнозирует ведущий научный сотрудник СВКНИИ ДВО РАН Михаил Малахов. — Наверное, правильно будет напоминать наши 60-е годы, магаданские. Ведь идет взаимодействие Тихого океана с нашим районом, с этими морями. Идет воздействие Атлантики через Ледовитый океан. Через Берингов пролив идет обмен вод. То есть обмен тепловыми параметрами воды, ну и атмосферы».

Эти выводы, говорят ученые, актуальны и для всего мира. Они изучают взаимодействие Тихого и Северного Ледовитого океанов, а именно оно во многом создает мировую климатическую картину. Так что через двадцать лет на Земле похолодает, и эта тенденция, как считают ученые, будет сохраняться в ближайшие 26 тысяч лет. Именно столько, по их наблюдениям, длится период постепенного похолодания, а затем на Земле снова начнется эпоха всемирного потепления.

Источник: earth-chronicles.ru