В 1930-х годах археологи, проводившие раскопки на афинской агоре, с удивление обнаружили колодец, в котором находилось множество костей детей и собак. Колодец находился между Музеем древней агоры в воссозданной стое Аттала и храмом Гефеста. Тайна этого захоронения вызвала появление самых разных гипотез от массового детоубийства до эпидемии чумы.
Теперь группа исследователей во главе с Марией Листон (Maria A. Liston) из Университета Ватерлоо в канадской провинции Онтарио при помощи современных технологий смогла приподнять завесу этой тайны. Ученые определили, что в захоронении находились останки 450 младенцев, 150 собак и щенков, а также одного взрослого с серьезной физической аномалией в развитии. Всем детям, кроме троих, к моменту смерти не исполнилось и недели. Вместе с костями найдено множество черепков от глиняных сосудов. Кости попадали в колодец между 165 и 150 годами до нашей эры.
По характерным следам на костях черепа Мария Листон установила, что причиной смерти трети младенцев стал бактериальный менингит, заражение которым порой происходит при перерезании пуповины нестерильным инструментом. Другие дети умерли от заболеваний, не оставивших следов на скелете. Исключение представляет скелет 18-месячного ребенка, на котором сохранились следы множественных переломов разной степени заживления по всему телу, в том числе и на черепе. Последний перелом челюсти произошел в момент его смерти. По словам Марии Листон, следы избиений настолько очевидны, что она могла бы давать показания в суде.
Причиной того, что останки умерших младенцев оказались в колодце, ученые считают особое отношение древних греков и римлян к ранней смерти детей. Официально членом семьи родившийся ребенок признавался в ходе особой церемонии, проходившей примерно на десятый день после рождения. Останки детей, умерших до нее, хоронили отдельно. Часто такие останки находят под полом домов или на свалках. Возможно, колодец стал подходящим местом для избавления от тел умерших детей, так как хотя и был расположен в центре города, но был скрыт от посторонних глаз. Зооархеолог Линн Снайдер добавляет, что собаки могли служить жертвой, приносимой богам после смерти ребенка.
Статья о древнем захоронении в ближайшее время будет опубликована в научном журнале Hesperia, который выпускает Американская школа классических исследований в Афинах.
Источник: polit.ru