Астрономический календарь на март 2020 года

Избранные астрономические события месяца (время всемирное):

2 марта – Луна в фазе первой четверти,
2 марта – покрытие Луной (Ф= 0,47+) звезды эпсилон Тельца (3,5m) при видимости на юге Сибири и в Приморье,
2 марта – Луна (Ф= 0,48+) проходит севернее Альдебарана,
4 марта – покрытие Луной (Ф= 0,67+) звезды эта Близнецов (3,3m) при видимости в Сибири и на Дальнем Востоке,
4 марта – Луна (Ф= 0,68+) в восходящем узле своей орбиты,
4 марта – долгопериодическая переменная звезда RV Стрельца близ максимума блеска (6,5m),
5 марта – долгопериодическая переменная звезда R Близнецов близ максимума блеска (6m),
5 марта – Луна (Ф= 0,72+) проходит точку максимального склонения к северу от небесного экватора,
6 марта – Луна (Ф= 0,88+) проходит севернее звездного скопления Ясли (М44),
8 марта – Луна (Ф= 0,97+) проходит севернее Регула,
8 марта – Нептун достигает соединения с Солнцем,
8 марта – Венера проходит в 2 градусах севернее Урана,
9 марта – долгопериодическая переменная звезда T Водолея близ максимума блеска (6,5m),
9 марта – Меркурий в стоянии с переходом к прямому движению,
9 марта – полнолуние,
10 марта – Луна (Ф= 0,99-) в перигее своей орбиты на расстоянии 357127 км от центра Земли,
11 марта – Луна (Ф= 0,93-) близ Спики,
14 марта – максимум действия метеорного потока гамма-Нормиды (ZHR= 6) из созвездия Наугольника,
14 марта – покрытие на 5 секунд астероидом 1428 Момбаса звезды HIP50459 (6,5m) из созвездия Льва при видимости на Чукотке,
15 марта – Луна (Ф= 0,64-) близ Антареса,
16 марта – долгопериодическая переменная звезда SS Девы близ максимума блеска (6m),
16 марта – Луна в фазе последней четверти,
17 марта – Луна (Ф= 0,43-) в нисходящем узле своей орбиты,
17 марта – Луна (Ф= 0,38-) проходит точку максимального склонения к югу от небесного экватора,
18 марта – покрытие Луной (0,3-) планеты Марс при видимости на юге Южной Америки и в Антарктиде,
18 марта – Луна (Ф= 0,3-) близ Марса, Юпитера и Сатурна,
18 марта – покрытие Луной (Ф= 0,3-) планеты Марс при видимости на юге Южной Америки и в Антарктиде,
19 марта – Луна (Ф= 0,25-) близ Юпитера и Сатурна,
20 марта – весеннее равноденствие,
20 марта – покрытие на 2,5 секунды астероидом 1574 Мейер звезды HIP13654 (3,6m) из созвездия Овна при видимости в Забайкалье,
20 марта – Марс проходит в 0,7 гр. южнее Юпитера,
21 марта – Луна (Ф= 0,06-) близ Меркурия,
23 марта – Луна (Ф= 0,02-) близ Нептуна,
24 марта – Меркурий достигает максимальной западной (утренней) элонгации 28 градусов,
24 марта – долгопериодическая переменная звезда R Стрельца близ максимума блеска (6m),
24 марта – новолуние,
24 марта – Луна (Ф= 0,0) в апогее своей орбиты на расстоянии 406690 км от центра Земли,
24 марта – Венера достигает максимальной восточной (вечерней) элонгации 46 градусов,
26 марта – Луна (Ф= 0,05+) близ Урана,
28 марта – Луна (Ф= 0,14+) близ Венеры,
29 марта – долгопериодическая переменная звезда T Голубя близ максимума блеска (6,5m),
29 марта – покрытие Луной (Ф= 0,24+)звезды эпсилон Тельца (3,5m) при видимости на Европейской части России,
29 марта – Луна (Ф= 0,25+) проходит севернее Альдебарана,
31 марта – покрытие Луной (Ф= 0,4+) звезды эта Близнецов (3,3m) при видимости в северных районах страны и в Сибири,
31 марта – Луна (Ф= 0,42+) в восходящем узле своей орбиты,
31 марта – Марс проходит в градусе южнее Сатурна.

Солнце движется по созвездию Водолея до 12 марта, а затем переходит в созвездие Рыб. Склонение центрального светила постепенно растет, достигая небесного экватора 20 марта (весеннее равноденствие), а продолжительность дня за месяц быстро увеличивается от 10 часов 43 минут до 13 часов 02 минут на широте Москвы. Полуденная высота Солнца за месяц на этой широте увеличится с 26 до 38 градусов. Наблюдения пятен и других образований на поверхности дневного светила можно проводить в телескоп или бинокль и даже невооруженным глазом (если пятна достаточно крупные). Но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно обязательно (!!) проводить с применением солнечного фильтра (рекомендации по наблюдению Солнца имеются в журнале «Небосвод» http://astronet.ru/db/msg/1222232).

Луна начнет движение по небу марта в созвездии Овна при фазе 0,32+, в первый день весны переходя в созвездие Тельца и наблюдаясь высоко на вечернем небе. В этом созвездии 2 марта лунный серп при фазе более 0,4 сблизится со звездными скоплениями Плеяды и Гиады, а затем пройдет севернее Альдебарана при фазе 0,48+, покрыв перед этим звезду эпсилон Тельца (3,5m) при видимости на юге Сибири и в Приморье. В созвездии Тельца 2 марта Луна примет фазу первой четверти, а затем устремится к созвездию Ориона, которое пересечет при фазе 0,63+ 4 марта. В этот же день лунный овал перейдет в созвездие Близнецов, где пройдет точку восходящего узла своей орбиты, покрыв перед этим звезду эта Близнецов (3,3m) при видимости в Сибири и на Дальнем Востоке. 5 марта ночное светило (Ф= 0,73+) пройдет точку максимального склонения к северу от небесного экватора, а на следующий день пересечет границу созвездия Рака 0,83+, где произойдет покрытие Луной (Ф= 0,84+) звезды мю2 Рака (5,3m) при видимости на Дальнем Востоке. 6 марта яркая Луна (Ф= 0,89+) пройдет севернее звездного скопления Ясли (М44), а 7 марта ночное светило (Ф= 0,93+) перейдет в созвездие Льва, где будет наблюдаться всю ночь, затмевая слабые звезды. 8 марта Луна почти полный лунный диск (Ф= 0,97+) пройдет севернее Регула. 9 марта яркий лунный диск перейдет в созвездие Девы, где 9 марта наступит полнолуние. В это полнолуние будет иметь место суперлуние, благодаря перигею, которого Луна достигнет 10 марта при фазе 0,99- на расстоянии 357127 км от центра Земли. После этого Луна устремится к звезде Спика, севернее которой пройдет 11 марта при фазе 0,93-. 12 марта овал Луны достигнет созвездия Весов, уменьшив фазу до 0,86-, и совершит по нему двухдневное путешествие, наблюдаясь в ночное и утреннее время. 14 марта при фазе 0,69- Луна перейдет в созвездие Скорпиона, а 15 марта – в созвездие Змееносца (уже при фазе 0,64-), находясь севернее Антареса. Здесь лунный овал пробудет до 16 марта, достигнув в этот день созвездия Стрельца и практически одновременно приняв фазу последней четверти. В созвездии Стрельца Луна пробудет около двух с половиной дней наблюдаясь по утрам невысоко над южным и юго- восточным горизонтом. 17 марта лунный серп достигнет нисходящего узла своей орбиты при фазе 0,43-, а затем пройдет (Ф= 0,38-) точку максимального склонения к югу от небесного экватора. 18 марта произойдет сближение Луны сразу с тремя планетами (Марс, Юпитер и Сатурн), а также произойдет покрытие Луной (Ф= 0,3-) планеты Марс при видимости на юге Южной Америки и в Антарктиде. 19 марта лунный серп (находясь южнее Сатурна) при фазе 0,25- перейдет в созвездие Козерога и пробудет здесь до 21 марта, когда при фазе около 0,1- перейдет в созвездие Водолея. Здесь Луна при фазе 0,06- пройдет южнее Меркурия, а 22 марта сблизится с Нептуном уже при фазе 0,02-. Устремившись к созвездию Рыб, самый тонкий серп старого месяца перейдет в него 23 марта, а 24 марта примет здесь фазу новолуния, перейдя в этот же день в созвездие Кита, где в этот день достигнет апогея своей орбиты на расстоянии 406690 км от центра Земли. 25 марта Луна вновь перейдет в созвездие Рыб, увеличив фазу до 0,02+. 26 марта серп Луны еще раз войдет в созвездие Кита при фазе 0,05+ (южнее Урана), а затем устремится к

И созвездию Овна, достигнув его 27 марта при фазе 0,07. 28 марта Луна (Ф= 0,14+) пройдет близ Венеры, азатем при фазе 0,15+ перейдет в созвездие Тельца и будет наблюдаться на вечернем небе высоко над западным и юго- западным горизонтом. В созвездии Тельца 29 марта растущий серп (Ф= 0,2+) второй раз за месяц сблизится с Плеядами и Гиадами, а также пройдет севернее Альдебарана при фазе 0,25+, покрыв перед этим звезду эпсилон Тельца (3,5т) при видимости на Европейской части России. 31 марта Луна (Ф= 0,38+) пройдет по верхней границе созвездия Ориона и в 2020 году уже не посетит этого созвездия. В этот же день лунный серп (Ф= 0,42+) второй раз за месяц пройдет точку восходящего узла своей орбиты, покрыв перед этим звезду эта Близнецов (3,3m) при видимости в северных районах страны и в Сибири. В созвездии Близнецов Луна закончит свой путь по небу марта при фазе 0,45+.

Большие планеты Солнечной системы.

Меркурий перемещается попятно по созвездию Водолея, 9 марта достигая стояния с переходом к прямому движению. Меркурий наблюдается на фоне утренней зари у юго- восточного горизонта. 24 марта достигая максимальной элонгации к западу от Солнца (28 градусов). Это не лучшая утренняя видимость быстрой планеты в 2020 году в средних, а тем более в северных широтах страны. Лучше всего Меркурий будет наблюдаться в южных широтах. Видимый диаметр планеты за месяц уменьшается от 10,5 до 6,5 угловых секунд при блеске, который увеличивается от 5m до От. Фаза планеты за месяц увеличивается от 0 до 0,6. Это означает, что при наблюдении в телескоп Меркурий будет иметь вид небольшого серпа, превращаясь к 24 марта в полудиск, а затем – в овал, с уменьшением видимых размеров.

Венера движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Рыб, 4 марта переходя в созвездие Овна. Планета видна на вечернем небе в виде яркой звезды (над западным горизонтом). Наблюдать Венеру можно даже невооруженным глазом на дневном небе (во второй половине дня). 28 марта около планеты будет находиться Луна, что облегчит поиск Венеры в дневное время. Угловое расстояние вечерней звезды от Солнца к концу месяца увеличивается от 44,5 до 46 градусов к востоку от центрального светила, а 24 марта Венера достигнет максимальной элонгации (46,1 гр.). Видимый диаметр Венеры возрастает от 19” до 25,5”, а фаза уменьшается от 0,6 до 0,5 при блеске, возрастающем от -4,3m до -4,5m. В телескоп планета видна в виде небольшого белого овала без деталей, постепенно превращающегося в полудиск.

Марс перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Стрельца. Планета видна на утреннем небе в виде достаточно яркой звезды. В телескоп наблюдается крохотный диск с самыми крупными деталями. Блеск планеты увеличивается от +1,1m до +0,8m, а видимый диаметр возрастает от 5,5 до 6,4 угловых секунд. Марс 13 октября 2020 года пройдет противостояние с Солнцем при видимом диаметре более 22 секунд дуги.

Юпитер перемещается в одном направлении Солнцем по созвездию Стрельца. Газовый гигант наблюдается на утреннем небе. Угловой диаметр самой большой планеты Солнечной системы увеличивается от 34” до 37” при блеске около -2m. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности Юпитера видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а в телескоп в условиях хорошей видимости можно наблюдать тени от спутников на диске планеты, а также их различные конфигурации.

Сатурн перемещается в одном направлении Солнцем по созвездию Стрельца, 21 марта переходя в созвездие Козерога. Наблюдается окольцованная планета в утренние часы над восточной частью горизонта. Блеск планеты составляет +0,7m при видимом диаметре около 16”. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан, а также другие наиболее яркие спутники. Видимые размеры кольца планеты составляют в среднем 40×15” при наклоне к наблюдателю 22 градуса.

Уран (6m, 3,4”) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Овна (близ звезды омикрон Psc с блеском 4,2m). Планета видна по вечерам над западной частью горизонта. Разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80 мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Невооруженным глазом планету можно увидеть в периоды новолуний на темном чистом небе. Блеск спутников Урана слабее 13m.

Нептун (8m, 2,3”) движется в одном направлении Солнцем по созвездию Водолея близ звезды фи Aqr (4,2m). Планета не видна, т.к. проходит соединение с Солнцем 8 марта. Утренняя видимость Нептуна начнется в апреле месяце. Для поисков самой далекой планеты Солнечной системы в период видимости понадобится бинокль и звездные карты в Астрономическом календаре на 2020 год, а диск различим в телескоп от 100 мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе). Фотографическим путем Нептун можно запечатлеть самым простым фотоаппаратом с выдержкой снимка около 10 секунд. Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13m.

Из комет месяца, видимых с территории нашей страны, расчетный блеск около 12m и ярче будут иметь, по крайней мере, две кометы: С/2018 N2 (ASASSN) и PANSTARRS (C/2017 Т2). Первая при максимальном расчетном блеске около 12m движется по созвездиям Андромеды и Кассиопеи. Вторая перемещается по созвездию Кассиопеи при максимальном расчетном блеске около 8m. Подробные сведения о других кометах месяца имеются на http://aerith.net/comet/weekly/current.html, а результаты наблюдений – на http://195.209.248.207/.

Среди астероидов месяца самым ярким будет Веста (8,2m), которая движется по созвездию Тельца. Карты путей астероидов (комет) даны в приложении. Сведения о покрытиях звезд астероидами на http://asteroidoccultation.com/IndexzAll.htm.

Из относительно ярких долгопериодических переменных звезд (наблюдаемых с территории России и СНГ) максимума блеска в этом месяце по данным AAVSO достигнут: RV Стрельца 7,8m – 4 марта, R Дельфина 8,3m – 4 марта, R Близнецов 7,1m – 5 марта, Т Журавля 8,6m – 6 марта, SS Змееносца 8,7m – 7 марта, RZ Скорпиона 8,8m – 9 марта, Т Водолея 7,7m- 9 марта, W Кита 7,6m – 13 марта, U Змеи 8,5m – 13 марта, SS Девы 6,8m – 16 марта, RY Геркулеса 9,0m – 18 марта, Y Персея 8,4m – 21 марта, Т Скульптора 9,2m – 22 марта, R Стрельца 7,3m – 24 марта, V Близнецов 8,5m – 25 марта, Т Овна 8,3m – 27 марта, S Кита 8,2m – 28 марта, V Тельца 9,2m – 28 марта, S Весов 8,4m – 28 марта, Т Голубя 7,5m – 29 марта, RT Центавра 9,0m – 30 марта. Больше сведений на http://www.aavso.org/.

Среди основных метеорных потоков 14 марта в максимуме действия окажутся гамма-Нормиды (ZHR= 6) из созвездия Наугольника. Это – южный поток со склонением радианта -50 градусов. Подробнее на http://www.imo.net.

Другие сведения о явлениях года имеются в АК 2020 – http://www.astronet.ru/db/msg/1364099