Ученые впервые нашли окаменевшую древесную смолу из мелового периода

Британские ученые впервые обнаружили образцы окаменевшей смолы (камеди) древнего дерева, которая сохранилась в отложениях времен начала мелового периода на востоке Бразилии. Ее изучение может расширить представления палеонтологов о флоре и фауне мезозойской эры.

Ископаемые листья Welwitschiophyllum со следами камеди из формации Crato, Бразилия © Emily A. Roberts et al/ NatureИскопаемые листья Welwitschiophyllum со следами камеди из формации Crato, Бразилия
© Emily A. Roberts et al/ Nature

“Меня больше всего удивило то, что окаменевший сок вельвичии, которая росла на территории нынешней Бразилии 110 миллионов лет назад, оказался идентичным по химическому составу камеди ее современных африканских родичей. Это очень интересное открытие, учитывая, что Африка и Южная Америка во время мелового периода были единым континентом”, – прокомментировал работу один из ее авторов, профессор Портсмутского университета (Великобритания) Дэвид Мартилл.

Кусочки древнего янтаря, которые сформировались десятки или даже сотни миллионов лет назад, давно стали одними из самых интересных находок для палеонтологов, климатологов и геофизиков. Внутри них часто сохраняются не только пузырьки воздуха того времени, но и тела насекомых, остатки растений, перья птиц и динозавров и даже некоторые ткани их тел.

В частности, за последние пять лет ученые нашли в Мьянме и Латинской Америке кусочки янтаря с древнейшими следами галлюциногенного грибка-спорыньи, останками древнейших цветов, полноценным крылом миниатюрной древней птицы, а также множеством других интересных следов мезозойской флоры и фауны.

Мартилл и его коллеги выяснили, что подобным образом могут сохраняться и другие растительные выделения, которые называют “камедью”. Как правило, это вещество состоит из смеси высокомолекулярных сахаров, которые растения выделяют вместе с соком при появлении повреждений на их стволе или побегах.

Сюрпризы истории

Долгое время палеонтологи считали, что камедь в принципе не может сохраняться внутри пластов древних пород, так как она растворяется в воде и ее легко может вымыть из грунта при формировании окаменелости. Поэтому исследователи никогда не пытались искать ее следы в отложениях мезозойской или кайнозойской эры.

Как рассказывает Мартилл, о том, что это предположение ошибочно, он с коллегами узнал во время недавних раскопок на востоке Бразилии. Там залегают породы так называемой формации Крато. Они сформировались примерно 110 миллионов лет назад, в начале мелового периода, когда южный суперконтинент Гондвана еще не успел полностью расколоться на две половины – Африку и Южную Америку.

В этих отложениях ученые нашли останки растения Welwitschiophyllum, которое принадлежит к роду вельвичий, чьи последние представители до сих пор встречаются на территории Африки. Изучая эти отпечатки, одна из участниц раскопок, Эмили Робертс, нашла странные полупрозрачные оранжевые структуры, похожие на янтарь.

Когда ученые изучили химический состав находки, оказалось, что он состоит не из смолы голосеменных растений, но представляет собой камедь вельвичии. Что еще интереснее, по составу она была почти неотличима от выделений современных вельвичий. Это в очередной раз подтвердило их статус “живых ископаемых”, которые за десятки миллионов лет жизни в пустынях Африки практически не изменились.

Открытие окаменевшей камеди, как отмечает Робертс, говорит о том, что аналогичным образом могли сохраниться и те части растений, которые, по прежним представлениям ученых, никак не могли окаменеть. Их обнаружение и изучение может значительно обогатить представления о флоре и фауне древнего мира, заключают ученые.

Статья опубликована в журнале Scientific Reports