Астрономический календарь на июль 2021 года

Избранные астрономические события месяца (время всемирное):

1 июля – Луна в фазе последней четверти,
2 июля – долгопериодическая переменная звезда T Цефея близ максимума блеска (5,5m),
4 июля – Луна (Ф= 0,25-) проходит южнее Урана,
4 июля – Меркурий в максимальной утренней (западной) элонгации 22 градуса,
5 июля – Луна (Ф= 0,17-) в апогее своей орбиты на расстоянии 405340 км от центра Земли,
5 июля – Земля в афелии на расстоянии 1,0167292 а.е. от Солнца,
5 июля – Луна (Ф= 0,15-) проходит южнее Плеяд,
6 июля – Луна (Ф= 0,1-) проходит севернее Альдебарана,
6 июля – Луна (Ф= 0,09-) в восходящем узле своей орбиты,
8 июля – долгопериодическая переменная звезда T Голубя близ максимума блеска (6m),
8 июля – Луна (Ф= 0,04-) близ Меркурия,
8 июля – долгопериодическая переменная звезда R Лисички близ максимума блеска (6m),
9 июля – Луна (Ф= 0,01-) проходит точку максимального склонения к северу от небесного экватора,
10 июля – новолуние,
11 июля – Луна (Ф= 0,02+) проходит севернее звездного скопления Ясли (М44),
12 июля – Луна (Ф= 0,06+) проходит севернее Венеры и Марса,
13 июля – долгопериодическая переменная звезда R Кита близ максимума блеска (6,5m),
13 июля – Луна (Ф= 0,11+) проходит севернее Регула,
13 июля – Венера проходит в полградуса севернее Марса,
17 июля – Луна (Ф= 0,48+) проходит севернее Спики,
17 июля – Луна в фазе первой четверти,
20 июля – долгопериодическая переменная звезда X Единорога близ максимума блеска (6,5m),
20 июля – Луна (Ф= 0,82+) проходит севернее Антареса,
20 июля – Луна (Ф= 0,84+) в нисходящем узле своей орбиты,
21 июля – Луна (Ф= 0,90+) в перигее своей орбиты на расстоянии 364517 км от центра Земли,
22 июля – Венера проходит в градусе севернее Регула,
22 июля – покрытие Луной (Ф= 0,98+) звезды сигма Стрельца (2,1m) при видимости на Европейской части России,
22 июля – Луна (Ф= 0,99+) проходит точку максимального склонения к югу от небесного экватора,
24 июля – долгопериодическая переменная звезда R Орла близ максимума блеска (5,5m),
24 июля – полнолуние,
24 июля – Луна (Ф= 1,0) проходит южнее Сатурна,
25 июля – долгопериодическая переменная звезда R Девы близ максимума блеска (5,5m),
26 июля – покрытие Луной (Ф= 0,91-) звезд тау1 (5,7m) и тау2 (4m) Водолея при видимости в восточной половине страны,
26 июля – Луна (Ф= 0,95-) проходит южнее Юпитера,
29 июля – максимум действия метеорного потока Южные дельта-Аквариды (ZHR= 25),
27 июля – Луна (Ф= 0,85-) проходит южнее Нептуна,
30 июля – Марс проходит в полградуса севернее Регула,
31 июля – Луна в фазе последней четверти,
31 июля – покрытие Луной (Ф= 0,46-) звезды 38 Овна (5,2m) при видимости на севере Европейской части страны.

Солнце с минимальным видимым диаметром движется по созвездию Близнецов до 20 июля, а затем переходит в созвездие Рака и остается в нем до конца месяца. Склонение дневного светила постепенно уменьшается, как и продолжительность дня, которая изменяется с 17 часов 29 минут в начале месяца до 16 часов 05 минут к его концу. Эти данные справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца в течение месяца уменьшится с 57 до 52 градусов. Вечерние астрономические сумерки сливаются с утренними до 22 июля, поэтому для средних широт глубокое звездное небо откроется лишь к концу июля. Для наблюдений Солнца июль – один из самых благоприятных периодов в году. Наблюдения пятен и других образований на поверхности дневного светила можно проводить в телескоп или бинокль и даже невооруженным глазом (если пятна достаточно крупные). Но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно проводить обязательно (!!) с применением солнечного фильтра (рекомендации по наблюдению Солнца имеются в журнале «Небосвод» http://astronet.rU/db/msg/l222232).

Луна начнет движение по небу июля в созвездии Рыб при фазе 0,59-. 1 июля ночное светило при фазе 0,54- перейдет в созвездие Кита, приняв здесь фазу последней четверти. Задержавшись в созвездии Кита до 2 июля и уменьшив фазу до 0,44-, Луна снова перейдет в созвездие Рыб, где пробудет до 3 июля. В этот день лунный серп (Ф= 0,33-) еще раз посетит созвездие Кита, а при фазе 0,29- перейдет в созвездие Овна уже 4 июля. В этот же день Луна при фазе 0,25- пройдет южнее Урана и устремится к созвездию Тельца, в которое войдет 5 июля при фазе 0,18-. В этот день тающий лунный серп (Ф= 0,15-) будет наблюдаться близ рассеянного звездного скопления Плеяды, а 6 июля (Ф= 0,1-) сблизится с Гиадами. 8 июля Луна пройдет севернее Меркурия при фазе 0,04-, перейдя в этот же день в созвездие Близнецов при фазе 0,02-. 10 июля наступит новолуние, после чего тонкий растущий серп (Ф= 0,01+) перейдет в созвездие Рака. 11 июля Луна (Ф= 0,02+) пройдет севернее рассеянного звездного скопления Ясли (М44), а на следующий день (Ф= 0,06+) перейдет в созвездие Льва, находясь севернее Венеры и Марса. 13 июля Луна (Ф= 0,11+) пройдет севернее Регула, а затем устремится к созвездию Девы, в которое войдет 15 июля при фазе 0,25+. Здесь 17 июля Луна (Ф= 0,48+) пройдет севернее Спики, приняв затем фазу первой четверти. Устремившись к созвездию Весов, ночное светило войдет в него 18 июля при фазе 0,6+. 19 июля лунный овал (Ф= 0,77+) войдет в созвездие Скорпиона, а 20 июля при фазе 0,82+ вступит в созвездие Змееносца, наблюдаясь севернее Антареса. 21 июля яркая Луна перейдет в созвездие Стрельца и пробудет здесь до 23 июля. В этот день ночное светило перейдет в созвездие Козерога и примет здесь фазу полнолуния 24 июля. В этот же день полная Луна пройдет южнее Сатурна, а 25 июля достигнет созвездия Водолея, снизив фазу до 0,96-. 26 июля лунный диск пройдет южнее Юпитера при фазе 0,95-, а на следующий день достигнет Нептуна, южнее которого пройдет при фазе 0,85-. Перейдя в созвездие Рыб при фазе 0,81- 28 июля, лунный овал задержится здесь ненадолго, перейдя в этот же день в созвездие Кита при фазе 0,76-. 29 июля Луна (Ф = 0,65-) вновь пересечет границу созвездия Рыб, находясь здесь до 31 июля когда при фазе 0,55- еще раз войдет в созвездие Кита, а затем при фазе 0,52- перейдет в созвездие Овна, где примет фазу последней четверти и закончит свой путь по июльскому небу при фазе 0,46- южнее Урана.

Меркурий перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Тельца, 10 июля переходя в созвездие Ориона, 12 июля – в созвездие Близнецов, а 27 июля – в созвездие Рака. Меркурий находится на утреннем небе, в начале июля имея западную элонгацию 21,5 гр. (4 июля максимальное удаление от Солнца 22 гр.), а к концу месяца приближаясь к Солнцу до 3 градусов. Видимый диаметр Меркурия уменьшается от 9 до 5 секунд дуги. Блеск быстрой планеты увеличивается за месяц от 1ш до -2m. Фаза Меркурия изменяется от 0,25 до 1,0. Это означает, что при наблюдении в телескоп Меркурий будет иметь вид серпа, переходящего постепенно в полудиск, затем в овал и небольшой диск, приближаясь к верхнему соединению с Солнцем, которое будет иметь место уже в августе.

Венера движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Рака, 11 июля переходя в созвездие Льва. Планета наблюдается на вечернем небе, увеличивая угловое расстояние от центрального светила от 25 до 32 градусов. Видимый диаметр Венеры увеличивается от 11” до 13”, а фаза уменьшается от 0,9 до 0,8 при блеске около -4m. 12 июля близ Венеры пройдет Луна. В телескоп наблюдается небольшой яркий диск без деталей.

Марс перемещается по созвездию Рака (10 июля переходя в созвездие Льва) в одном направлении с Солнцем. Планета видна на фоне вечерней зари. Блеск Марса придерживается значения + 1,8m, а видимый диаметр загадочной планеты составляет менее 4 секунд дуги. В телескоп наблюдается крохотный диск практически без деталей.

Юпитер перемещается попятно по созвездию Водолея. Газовый гигант имеет ночную видимость, наблюдаясь невысоко над горизонтом в южной стороне неба. Угловой диаметр самой большой планеты Солнечной системы увеличивается от 45” до 48” при блеске более -2,5m. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности Юпитера видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а в телескоп в условиях хорошей видимости можно наблюдать тени от спутников на диске планеты, а также различные конфигурации спутников.

Сатурн перемещается попятно по созвездию Козерога. Окольцованная планета имеет ночную видимость, и видна невысоко над горизонтом в южной стороне неба. Сатурн приближается к своему противостоянию, которое наступит уже в августе. Блеск планеты к концу месяца принимает максимальное значение +0,2m при видимом диаметре около 18,5”. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан, а также другие наиболее яркие спутники. Видимый наклон колец Сатурна составляет 17 градусов.

Уран (6m, 3,5”) имеет прямое движение, перемещаясь по созвездию Овна южнее звезды альфа этого созвездия. Планета находится на утреннем небе, и может быть найдена при помощи бинокля. Разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80 мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Невооруженным глазом планету можно наблюдать в периоды новолуний (лучше около противостояния) на темном чистом небе. Блеск спутников Урана слабее 13m.

Нептун (8m, 2,4”) имеет попятное движения, перемещаясь по созвездию Водолея левее звезды фи Aqr (4,2m). Планета находится на утреннем небе. Для поисков самой далекой планеты Солнечной системы понадобится бинокль и звездные карты в Астрономическом календаре на 2021 год, а диск различим в телескоп от 100 мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе). Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13m.

Из комет месяца, видимых с территории нашей страны, расчетный блеск около 12m и ярче будут иметь, по крайней мере, две кометы: Palomar (C/2020 Т2) и P/Pons-Winnecke (7Р). Первая при максимальном расчетном блеске около 10,5ш движется по созвездиям Волопаса и Девы. Вторая перемещается по созвездиям Скульптора и Феникса при максимальном расчетном блеске около 8,5m. Подробные сведения о других кометах месяца имеются на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений – на http://195.209.248.207/.

Среди астероидов месяца самым ярким будет Веста (7,7m), которая движется по созвездию Девы. Сведения о покрытиях звезд астероидами на http://asteroidoccultation.com/IndeXzAll.htm .

Дологопериодические переменные звезды месяца (по данным http://blog.astronomypage.ru/ – звездная величина фотографическая): Т Цефея 6,5m – 2 июля, R Голубя 8,6m – 3 июля, X Гидры 8,8m – 6 июля, Т Голубя 7,2m – 8 июля, RR Змееносца 9,0т – 8 июля, R Лисички 7,0m – 8 июля, V Пегаса 8,7m – 9 июля, R Рыб 8,9m – 11 июля, W Андромеды 8,6m – 13 июля, R Кита 7,5m – 13 июля, Z Змееносца 8,1m – 18 июля, Z Пегаса 8,8m – 20 июля, X Единорога 7,6m – 20 июля, U Змеи 8,2m – 21 июля, R Орла 6,7m – 24 июля, R Девы 6,8m – 25 июля, R Микроскопа 8,8m – 25 июля, U Девы 8,9m – 27 июля, RW Андромеды 8,2m – 29 июля, S Гидры 8,6m – 30 июля, RU Лебедя 8,4m – 30 июля. Дополнительно на https://www.aavso.org/.

Среди основных метеорных потоков 29 июля максимума действия достигнут Южные дельта-Аквариды (ZHR= 25). Луна в период максимума этого потока имеет фазу, близкую к последней четверти, поэтому условия наблюдений потока будут определяться наличием ночного светила на небесной сфере. Подробнее на http://www.imo.net.

Дополнительно в A.K_2021 – http://www.astronet.rU/db/msg/l704127