Ученые СПбГУ обнаружили у Мертвого моря минерал, который раньше встречали только в метеоритах

Ученые Санкт-Петербургского государственного университета совместно с исследователями из Германии, США и Италии обнаружили земной аллабогданит (Fe,Ni)2P — минерал, до сих пор известный только в космическом веществе метеоритов. Находка была сделана в окрестностях Мертвого моря, в исторической области Южный Левант на Ближнем Востоке.

Общий вид горной породы с аллабогданит-баррингеритовой ассоциацией © Mineralogical Society of AmericaОбщий вид горной породы с аллабогданит-баррингеритовой ассоциацией
© Mineralogical Society of America

Впервые об аллабогданите стало известно в начале 2000-х годов, когда его нашли в железном метеорите Онелло в золотоносных аллювиальных отложениях реки Большой Долгучан (Восточная Якутия). Минерал был назван в честь кристаллографа Аллы Богдановой. Недавняя находка ученых СПбГУ — первое подтверждение существования аллабогданита на Земле. По химическому составу он относится к фосфидам — минералам, содержащим фосфор в отрицательной степени окисления. Интересно, что открытие произошло случайно — во время систематического изучения фосфидов из района Мертвого моря.

«Наши исследования включали эксперименты по изучению фазовых переходов земного аллабогданита при высоких давлениях и температурах на синхротроне DESY в Германии, — рассказал первый автор статьи, профессор кафедры кристаллографии СПбГУ Сергей Бритвин. — Они показали, что земной аллабогданит мог образоваться при давлении, превышающем 25 гигапаскалей — это 250 000 атмосфер. Такое высокое давление на Земле достигается при катастрофических столкновениях с крупными метеоритами, а также в условиях мантии Земли — на глубине более 500 километров. Однако открытие земного аллабогданита связано с поверхностными породами бассейна Мертвого моря в Израиле, в районе, где недавно были открыты природные циклофосфаты».

Профессор Сергей Бритвин добавил, что открытие аллабогданита в исторической области Южный Левант на Ближнем Востоке вызывает множество вопросов, связанных с условиями формирования горных пород в этом регионе.

Несмотря на то, что «космический» аллабогданит был обнаружен почти 20 лет назад, только в 2008 году удалось показать, что он относится к индикаторам высокого давления. Результаты исследований показывают, что земной аллабогданит — это метастабильная фаза высокого давления. Он образовался в результате превращения из другого минерала — баррингерита — и сохранился при обычных условиях в результате закалки — мгновенного сброса температуры и давления.

«Такой путь исключает возможность образования аллабогданита как промежуточной фазы при атмосферном давлении. Это, в свою очередь, вызывает ряд фундаментальных вопросов, касающихся происхождения пород Пестрой зоны (формации Хатрурим) в бассейне Мертвого моря. До сих пор в регионе Южного Леванта не находили свидетельств метеоритных катастроф или выходов горных пород из мантии Земли. Однако такие свидетельства могли быть стерты с поверхности Земли в результате более поздних процессов геологической эрозии. Открытие аллабогданита обосновывает необходимость дальнейших исследований в этом направлении», — уточнил профессор Сергей Бритвин.

Исследование было выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (грант № 18-17-00079).

Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда, опубликованы в журнале American Mineralogist