Астрономический календарь на сентябрь 2019 года

Избранные астрономические события месяца (время всемирное):

1 сентября – максимум действия метеорного потока Ауригиды из созвездия Возничего (ZHR= 6),
2 сентября – Марс в соединении с Солнцем,
3 сентября – Меркурий проходит в 0,6 гр. севернее Марса,
4 сентября – Меркурий в верхнем соединении с Солнцем,
6 сентября – Луна в фазе первой четверти,
6 сентября – Луна (Ф= 0,52+) проходит севернее Юпитера,
7 сентября – долгопериодическая переменная звезда R Андромеды близ максимума блеска (6m),
8 сентября – Луна (Ф= 0,72+) проходит точку максимального склонения к югу от небесного экватора,
8 сентября – покрытие Луной (Ф= 0,73+) Сатурна при видимости в Африке, Австралии и акватории Индийского океана,
8 сентября – Луна (Ф= 0,75+) в нисходящем узле своей орбиты,
9 сентября – долгопериодическая переменная звезда T Кассиопеи близ максимума блеска (7m),
9 сентября – метеорный поток Сентябрьские эпсилон-Персеиды достигает максимума действия (зенитное часовое число метеоров – до 5),
10 сентября – Нептун в противостоянии с Солнцем,
13 сентября – Луна (Ф= 0,99+) в апогее своей орбиты на расстоянии 406377 км от центра Земли,
13 сентября – Меркурий проходит в 0,3 гр. южнее Венеры,
13 сентября – Луна (Ф= 1,0) близ Нептуна,
14 сентября – полнолуние,
16 сентября – долгопериодическая переменная звезда R Кассиопеи близ максимума блеска (6m),
17 сентября – Луна (Ф= 0,9-) проходит южнее Урана,
18 сентября – Сатурн в стоянии с переходом к прямому движению,
19 сентября – долгопериодическая переменная звезда U Геркулеса близ максимума блеска (6,5m),
20 сентября – Луна (Ф= 0,64-) проходит севернее Альдебарана,
22 сентября – Луна в фазе последней четверти,
22 сентября – долгопериодическая переменная звезда R Гидры близ максимума блеска (3,5m),
23 сентября – Луна (Ф= 0,4-) проходит точку максимального склонения к северу от небесного экватора,
23 сентября – осеннее равноденствие,
23 сентября – Луна (Ф= 0,4-) в восходящем узле своей орбиты,
23 сентября – долгопериодическая переменная звезда R Рыси близ максимума блеска (7m),
24 сентября – Луна (Ф= 0,2-) проходит через звездное скопление Ясли (М44),
24 сентября – долгопериодическая переменная звезда R Зайца близ максимума блеска (6m),
26 сентября – Луна (Ф= 0,09-) проходит севернее Регула,
28 сентября – Луна (Ф= 0,01-) в перигее своей орбиты на расстоянии 357804 км от центра Земли,
28 сентября – Луна (Ф= 0,01-) близ Марса,
28 сентября – новолуние,
29 сентября – Меркурий проходит в 1,3 гр. севернее Спики,
29 сентября – Луна (Ф= 0,01+) близ Венеры,
29 сентября – долгопериодическая переменная звезда RS Геркулеса близ максимума блеска (7m),
30 сентября – Луна (Ф= 0,02+) близ Меркурия и Спики,
30 сентября – Луна (Ф= 0,04+) близ кометы P/SOHO (P/2008 Y12).

Солнце движется по созвездию Льва до 17 сентября, а затем переходит в созвездие Девы и остается в нем до конца месяца. Склонение дневного светила уменьшается с каждым днем все быстрее (достигая максимума к осеннему равноденствию 22 сентября), вследствие чего также быстро увеличивается продолжительность ночи. Осеннее равноденствие сравнивает продолжительность дня и ночи на всей Земле, а после перехода Солнца в южное полушарие неба ночь в северном полушарии Земли становится длиннее дня (астрономическая осень), а в южном полушарии Земли – короче (астрономическая весна). В начале месяца долгота дня на широте Москвы составляет 13 часов 47 минут, а в конце – 11 часов 38 минут, и продолжает быстро уменьшаться. Полуденная высота Солнца на широте Москвы уменьшится за месяц на 11 градусов (с 42 до 31 градуса). Но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно проводить обязательно (!!) с применением солнечного фильтра (рекомендации по наблюдению Солнца имеются в журнале «Небосвод» http://astronet.ru/db/msg/1222232).

Луна начнет движение по осеннему небу в созвездии Девы около фазы новолуния. Пройдя при фазе 0,13+ севернее звезды Спика 2 сентября, молодой месяц 3 сентября покинет созвездие Девы, перейдя в созвездие Весов при фазе 0,22+. Увеличив фазу до 0,41+ лунный серп 5 сентября перейдет в созвездие Скорпиона, перейдя в этот же день в созвездие Змееносца при фазе 0,45+, наблюдаясь на вечернем небе низко над горизонтом левее Юпитера, с которым максимально сблизится 6 сентября при фазе 0,52+, приняв перед этим фазу первой четверти. 7 сентября лунный овал (Ф= 0,6+) перейдет в созвездие Стрельца, где пройдет точку максимального склонения к югу от небесного экватора при фазе 0,72+ 8 сентября. Через несколько часов после этого события ночное светило (Ф= 0,73+) покроет Сатурн при видимости в Африке, Австралии и акватории Индийского океана. В этот же день Луна пройдет точку нисходящего узла своей орбиты при фазе 0,75+. Затем яркая Луна устремится к созвездию Козерога, которого достигнет 9 сентября при фазе 0,84+ Здесь ночное светило пробудет до 12 сентября, перейдя в этот день в созвездие Водолея при фазе 0,96+. Здесь 13 сентября Луна (Ф= 0,99+) достигнет апогея своей орбиты на расстоянии 406377 км от центра Земли, а затем пройдет южнее Нептуна почти при фазе полнолуния, которую примет 14 сентября. В этот же день полная Луна перейдет в созвездие Рыб, на следующий день достигнув созвездия Кита. 16 сентября Луна (Ф= 0,95-) вновь перейдет в созвездие Рыб, чтобы 17 сентября при фазе 0,9- еще раз посетить созвездие Кита, где в этот день пройдет южнее Урана. 18 сентября Луна (Ф= 0,85-) достигнет созвездия Овна, а 19 сентября перейдет созвездие Тельца при фазе 0,77-. Здесь 20 сентября при фазе 0,64- лунный овал пройдет севернее Альдебарана. 22 сентября стареющий серп достигнет созвездия Ориона, уменьшив фазу до 0,5- и приняв фазу последней четверти. В этот же день Луна перейдет в созвездие Близнецов, где 23 сентября при фазе 0,4- пройдет точку максимального склонения к северу от небесного экватора, около восходящего узла своей орбиты. Продолжая уменьшать фазу стареющий серп перейдет в созвездие Рака 24 сентября при фазе 0,27-. Здесь в это же день лунный серп (Ф= 0,2-) пройдет через звездное скопление Ясли (М44), устремившись к созвездию Льва, в которое войдет 25 сентября при фазе 0,15-. 26 сентября тонкий лунный серп (Ф= 0,09-) пройдет севернее Регула, а 27 сентября перейдет в созвездие Девы при фазе 0,01-, пройдя севернее Марса. В созвездии Девы Луна примет фазу новолуния, находясь близ перигея своей орбиты на расстоянии 357804 км от центра Земли. 29 сентября молодой месяц (Ф= 0,02+) пройдет севернее Меркурия, Спики и Венеры, но это сближение будет благоприятно для наблюдений лишь в южных широтах страны. 30 сентября лунный серп при фазе 0,04+ пройдет севернее кометы P/SOHO (Р/2008 Y12), расчетный блеск которой должен составить +5m. В этот же день Луна (Ф= 0,06+) перейдет в созвездие Весов, закончив здесь свой путь по сентябрьскому небу при фазе 0,07.

Меркурий перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Льва, 10 сентября переходя в созвездие Девы. 29 сентября планета максимально сблизится со звездой Спика (до 1 градуса). Меркурий находится на утреннем небе до 4 сентября, когда вступит в верхнее соединение с Солнцем. После соединения планета переходит на вечернее небо и начинает отдаляться от Солнца, увеличивая элонгацию к концу месяца до 19 градусов. Но данная вечерняя видимость неблагоприятна для средних, а тем более северных широт страны, т.к. Меркурий находится низко над горизонтом. Весь месяц видимый диаметр Меркурия имеет значение около 5 угловых секунд. Фаза планеты постепенно уменьшается после соединения с Солнцем до 0,85. Это означает, что при наблюдении в телескоп Меркурий будет иметь вид крохотного диска. Блеск быстрой планеты постепенно уменьшается от -2m в начале описываемого периода до От в конце сентября. 11 ноября 2019 года Меркурий пройдет по диску Солнца.

Венера движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Льва, 9 сентября переходя в созвездие Девы. Планета не видна, а на вечернем небе средних широт появится ближе к концу месяца (рядом с Меркурием). Видимый диаметр Венеры составляет менее 10”, а фаза имеет значение около 1 при блеске около -4m.

Марс перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Льва, 24 сентября переходя в созвездие Девы. Планета не видна, т.к. вступает в соединение с Солнцем 2 сентября. Блеск планеты составляет +1,8m, а видимый диаметр имеет значение около 3,5”. Марс 27 сентября 2018 года прошел великое противостояние с Солнцем, а следующее противостояние (близкое к великому) будет иметь место в следующем году 13 октября.

Юпитер перемещается в одном направлении Солнцем по созвездию Змееносца (близ звезды тета Oph с блеском 4,2m. Газовый гигант наблюдается вечером и ночью. Угловой диаметр самой большой планеты Солнечной системы уменьшается от 39” до 36” при блеске около -2m. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности Юпитера видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а в телескоп в условиях хорошей видимости можно наблюдать тени от спутников на диске планеты. Сведения о конфигурациях спутников имеются в таблицах выше.

Сатурн перемещается попятно, 18 сентября начиная движение в одном направлении Солнцем по созвездию Стрельца рядом с треугольником звезд пи, омикрон и кси Sgr. Наблюдать окольцованную планету можно вечером и ночью. Блеск планеты составляет около +0,4m при видимом диаметре около 17”. 8 сентября Сатурн покроется Луной, но это покрытие в России и СНГ не видно. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан, а также другие наиболее яркие спутники. Видимые размеры кольца планеты составляют в среднем 40×15” при наклоне к наблюдателю 25 градусов.

Уран (5,9m, 3,4”) перемещается попятно по созвездию Овна (близ звезды омикрон Psc с блеском 4,2т). Планета видна почти всю ночь. Разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80 мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Невооруженным глазом планету можно увидеть в периоды новолуний на темном чистом небе осенью и зимой. Спутники Урана имеют блеск слабее 13m.

Нептун (7,9m, 2,3”) движется попятно по созвездию Водолея близ звезды фи Aqr (4,2m), вступая в противостояние с Солнцем 10 сентября. Планета видна всю ночь. Для поисков самой далекой планеты Солнечной системы понадобится бинокль и звездные карты в Астрономическом календаре на 2019 год, а диск различим в телескоп от 100 мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе). Фотографическим путем Нептун можно запечатлеть самым простым фотоаппаратом с выдержкой снимка около 10 секунд. Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13m.

Из комет, видимых в сентябре с территории нашей страны, расчетный блеск около 11m и ярче будут иметь, по крайней мере, две кометы: Africano (С/2018 W2) и P/SOHO (Р/2008 Y12). Первая при максимальном расчетном блеске около 9m движется по созвездию Персея, .Андромеды, Пегаса и Рыб. Вторая перемещается по созвездиям Весов и Девы при максимальном расчетном блеске также около 5m. Подробные сведения о других кометах месяца имеются на http://aerith.net/cometAveeklY/current.html , а результаты наблюдений – на http://195.209.248.207/.

Среди астероидов самыми яркими в сентябре будут Веста (7,2m) – в созвездии Тельца и Евномия (8,5m) в созвездии Водолея. Эфемериды этих и других доступных малым телескопам астероидов даны в таблицах выше. Карты путей этих и других астероидов (комет) даны в приложении к КН (файл mapkn092019.pdf). Сведения о покрытиях звезд астероидами на http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm .

Из относительно ярких долгопериодических переменных звезд (наблюдаемых с территории России и СНГ) максимума блеска в этом месяце по данным AAVSO достигнут: Т Скульптора 9,2m – 1 сентября, Y Единорога 9,1m – 4 сентября, R Микроскопа 9,2m – 5 сентября, X Дельфина 9,0m – 5 сентября, Z Орла 9,0m – 6 сентября, R .Андромеды 6,9m – 7 сентября, R Голубя 8,9m – 7 сентября, SS Змееносца 8,7m – 8 сентября, Т Кассиопеи 7,9m – 9 сентября, X Жирафа 8,1m – 9 сентября, RS Большой Медведицы 9,0m – 12 сентября, R Кита 8,1m – 15 сентября, RZ Пегаса 8,8m – 15 сентября, W Возничего 9,2m – 16 сентября, R Кассиопеи 7,0m – 16 сентября, S Весов 8,4m – 17 сентября, U Геркулеса 7,5m – 19 сентября, Т Эридана 8,0m – 21 сентября, R Гидры 4,5m – 22 сентября, R Геркулеса 8,8m – 22 сентября, R Рыси 7,9m – 23 сентября, S Змеи 8,7m – 23 сентября, R Зайца 6,8m – 24 сентября, S Жирафа 8,1m – 27 сентября, U Кассиопеи 8,4m – 28 сентября, RS Геркулеса 7,9m – 29 сентября, S Ориона 8,4m – 30 сентября. Больше сведений на http://www.aavso.org/ .

Среди основных метеорных потоков 1 сентября пик максимума будет у потока Ауригиды из созвездия Возничего (ZHR= 6). 9 сентября максимума действия достигнут Сентябрьские эпсилон-Персеиды (ZHR= 5). В период максимума Ауригид условия наблюдений благоприятные, т.к. максимум потока приходится на новолуние. Для максимума потока Сентябрьские эпсилон-Персеиды Луна будет около фазы первой четверти, поэтому условия наблюдений метеоров будут ограничиваться влиянием ночного светила. Подробнее на http: www.imo.net

Другие сведения о явлениях года имеются в АК 2019 – http://www.astronet.ru/db/msg/1364101.

Календарь наблюдателя на сентябрь 2019 года