Астрономы раскрыли тайну водных “рек” в кольцах Сатурна

РИА Новости. Необычные ленты из частичек льда и капель воды в кольцах Сатурна и водные “щупальца” в его окрестностях оказались продуктом извержений гейзеров на поверхности Энцелада, спутника планеты-гиганта, где недавно были найдены следы горячего подледного океана, заявляют планетологи в статье, опубликованной в Astronomical Journal.

Водные "щупальца", обнаруженные "Кассини" в 2006 годуВодные “щупальца”, обнаруженные “Кассини” в 2006 году
© NASA/ JPL-Caltech/SSI

“Эти “щупальца” являются основными поставщиками воды для второго внешнего кольца Сатурна, и теперь у нас появилась возможность оценить, как много жидкости покидает Энцелад и попадает на орбиту Сатурна. Подобные оценки важны для понимания того, насколько долго в таких условиях сможет просуществовать подледный океан Энцелада”, — заявила Кэролин Порко (Carolyn Porco) из Института космической науки в Боулдере (США).

С момента открытия гейзеров на поверхности Энцелада в 2005 и “щупалец” в 2006 году, планетологи подозревали, что они могут быть источником необычно крупных запасов воды в втором внешнем кольце (“кольцо Е”), которые Сатурн постепенно перетягивает в свою атмосферу. Там пары воды становятся, как выяснили астрономы совсем недавно, причиной зарождения мощных штормов каждые 30 лет.

Порко и ее коллеги показали, что гейзеры Энцелада действительно связаны с “щупальцами” и “реками” воды в кольце Е, сравнив снимки спутника Сатурна, полученные камерами “Кассини” в разные периоды времени.

Как оказалось, практически на каждой новой фотографии присутствовали новые потоки частичек льда и пропадали старые “щупальца”, чье появление и исчезновение сопровождалось заметными изменениями в рисунке гейзеров на поверхности Энцелада.

Планетологи проанализировали каждую фотографию с “Кассини” и смогли найти источник каждого “щупальца” на поверхности спутника Сатурна, а также проследить за тем, как подобные “реки” из частичек льда впадают в кольцо Е.

По словам ученых, прямая связь между Энцеладом и водой в кольцах Сатурна позволит ученым в ближайшее время приоткрыть тайны подледного океана на этой планете, изучая химический состав и свойства частичек льда в “щупальцах” и в кольце Е.