Астрономы впервые наблюдали движение спаренных чёрных дыр

Астрономы из университетов Стэнфорда и Нью-Мексико впервые смогли наблюдать и измерить орбитальное движение спаренных чёрных дыр, которые имеют совместную орбиту и расположены на расстоянии в 750 млн. световых лет от Земли.

Астрономы впервые наблюдали движение спаренных чёрных дыр© Crystal Eye Studio / Фотодом / Shutterstock

Как сегодня считается установленным, сверхмассивные черные дыры, в миллионы и миллиарды раз превышающие массу Солнца, находятся в центре большинства галактик Вселенной. Если же в прошлом одна галактика сталкивалась с другой, то в результате этого в центре одной из столкнувшихся галактик может образоваться сразу две чёрные дыры.

Одна из таких галактик, под названием 0402+379, расположенная в 750 млн. световых лет от Солнечной системы, была открыта астрономами в 1995 году. Первый этап её изучения проходил в 2003—2005 годах при помощи американского радиоинтерферометра VLBA (Very Long Baseline Array), состоящего из 10 радиотелескопов. Тогда было обнаружено нахождение в галактике двух ядер вместо одного. Исходя из этого астрономы сделали вывод, что в ней может находиться пара сверхмассивных черных дыр.

Второй этап исследований галактики 0402+379 проходил с 2009 по 2015 год. Наблюдения с помощью VLBA показали движение двух ядер в этой галактике, подтверждая ранее предположение, что в ней две черные дыры движутся вместе по одной орбите. Как показывают первоначальные расчеты ученых, они делают полный круг вокруг центра галактики примерно за 30 000 земных лет. Также астрономам удалось вычислить массу чёрных дыр, которая составила величину в 15 миллиардов солнечных масс. Расстояние же между двумя этими чёрными дырами по космическим меркам очень мало: всего 24 световых года.

По предположениям учёных, эти две чёрные дыры со временем сольются, но произойдёт это через много миллионов лет. И такое слияние породит в космосе сверхмощные гравитационные волны, существование которых теоретически предположил ещё сто лет назад Альберт Эйнштейн. Подобные волны впервые были зафиксированы обсерваторией LIGO в 2015 году после столкновения двух небольших чёрных дыр (30 солнечных масс).

По мнению учёных, сверхмассивные черные дыры оказывают большое влияние на звезды вокруг них, а также на рост и эволюцию галактики. И наиболее полное понимание того, что с ними происходит, когда они сливаются друг с другом, может быть очень важным для нашего понимания Вселенной.

Исследование опубликовано в журнале The Astrophysical Journal