Ближайший к Земле квазар оказался образован парой сверхмассивных черных дыр

Ближайший к Земле квазар образован, скорее всего, двумя гравитационно-связанными сверхмассивными черными дырами. Результаты своих исследований астрофизики опубликовали в The Astrophysical Journal, а кратко о них сообщается на сайте НАСА.

Мощнейший квазар в галактике Маркарян 231Мощнейший квазар в галактике Маркарян 231
© Фото: NASA, ESA, and G. Bacon (STScI)

По мнению ученых, две дыры оказались рядом в результате слияния пары галактик. Гравитационные объекты, вращаясь вокруг друг друга, разогревают находящееся рядом газопылевое облако, излучение от которого затмевает свет от находящихся в галактике звезд.

Кандидат на бинарную черную дыру учеными обнаружен в центре сейфертовской галактики Markarian 231 (UGC 8058), находящейся на расстоянии 600 миллионов световых лет от Земли. Процессы звездообразования в UGC 8058 происходят в сто раз интенсивнее, чем в Млечном Пути.

Данные, полученные при помощи космического телескопа Hubble, позволили предположить, что центральная сверхмассивная черная дыра в Markarian 231 в 150 миллионов, а более легкая — в четыре миллиона раз тяжелее Солнца. Обращение вокруг друг друга объекты совершают за 1,2 года.

По прогнозам астрофизиков, черные дыры в активном центре UGC 8058 через несколько сотен тысяч лет сольются в одну. Выявить бинарную природу сверхмассивной черной дыры ученые сумели, разглядев аномалии в ультрафиолетовом излучении от нее.

Квазары представляют собой активные ядра галактик. Как считается, в них находится сверхмассивная черная дыра, которая в результате аккреции вытягивает на себя материю из окружающего пространства. Это приводит к огромной массе дыры и мощному излучению, превышающему мощность излучения всех звезд галактики.