Экзопланеты могут признать планетами

Профессор калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, астрофизик Жан-Люк Марго предложил ввести новое определение термина «планета» на встрече Американского астрономического сообщества. Прошлую формулировка приняли ещё в 2006 году и в ней планетами могли быть только тела Солнечной системы. Экзопланет, вращающихся вокруг других звёзд, тогда было ещё известно сравнительно немного и учёные отложили прояснение их статуса на будущее. На сегодня их известно уже более пяти тысяч.

Экзопланета с двумя лунами, обращающаяся вокруг звезды HD 70642Экзопланета с двумя лунами, обращающаяся вокруг звезды HD 70642
© David Hardy, Astroart.org

По современному определению планетой называется небесное тело, вращающееся вокруг звезды и способное за время меньшее времени жизни этой звезды расчистить свою орбиту от других тел. Кроме того, планета должна быть достаточно массивной, чтобы принять сферическую форму и одновременно не настолько тяжёлой, чтобы в ней начались ядерные реакции. Определить, попадают под это определение экзопланеты или нет, достаточно сложно, и поэтому Марго предложил более однозначные критерии.

В его подходе нужно знать только массу звезды и предполагаемой планеты, а также период обращения последней. Эти параметры можно узнать дистанционно с помощью наземных или космических телескопов, а потом по формуле однозначно понять, что перед нам – планета или нет. 99% экзопланет успешно прошли этот тест.

Отличные результаты получились и на объектах нашей Солнечной системы. Восемь признанных планет по результатам теста попали в одну группу, а все карликовые планеты – Церера, Плутон и Эрида – в другую. «Такие резкие отличия предполагают, что есть фундаментальная разница между тем, как были сформированы эти тела, – говорит Жан-Люк Марго. – И простой акт классификации рассказывает что-то глубокое об их природе».

Кроме того, тест, предложенный американским астрофизиком включает и прошлое определение планеты – тела подходящие под новые критерии просто автоматически принимают сферическую форму и также способны расчистить себе орбиту.

Подробности новых критериев описаны в статье на сайте научных препринтов arxiv.org, а решение по новому определению может быть принято на следующей генеральной ассамблей международного астрономического сообщества в 2018 году. До этого члены общества будут рассматривать это предложение.