Мумия ребенка инков раскрыла загадочную популяцию индейцев в Перу

РИА Новости. Анализ ДНК необычной мумии мальчика из империи Инков, найденной в 80 годах прошлого века, помог ученым обнаружить ранее неизвестную популяцию древних индейцев, почти полностью исчезнувших с лица Земли во время покорения Южной Америки испанскими конкистадорами, говорится в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

Мумия семилетнего мальчика с горы Аконкагуа в АргентинеМумия семилетнего мальчика с горы Аконкагуа в Аргентине
©  Scientific Reports & Gómez-Carballa et al.

“В эпоху Колумба, до 90% жителей Южной Америки были уничтожены конкистадорами или же они погибли от болезней. Вполне можно представить, что генетическое разнообразие сильно уменьшилось в то время. ДНК сегодняшних жителей Южной Америки почти не дает нам информации о том, что случилось в прошлом, и геном этого мальчика стал окном в 500-летнее прошлое”, — прокомментировал открытие генетик Бастиен Лламас (Bastien Llamas) из университета Аделаиды (Австралия).

Мумия семилетнего мальчика была найдена в далеком 1985 году альпинистами, совершавшими восхождение на гору Аконкагуа, высочайшую вершину Южной Америки. Он стал одним из первых и наиболее хорошо сохранившихся примеров “капа кочи” – ритуальных жертвоприношений инков. В их ходе дети сначала одурманивались при помощи смеси коки и алкоголя, а затем убивались ударом в затылок и переносились в холодные пещеры на вершинах гор, где их тела мумифицировались под действием холода и крайне сухого воздуха.

Антонио Салас (Antonio Salas) из университета Сантьяго Компостельского в Галиции (Испания) и его коллеги выяснили, что мальчик с Аконкагуа принадлежал к неизвестной ранее популяции древних индейцев, и нашли почти вымерших его современных родственников, восстановив и расшифровав его ДНК.

В остатках клеток его легких ученые нашли относительно полные фрагменты митохондриальной ДНК – небольшую часть генома, которая передается от матери к ребенку вместе с ее митохондриями, “энергостанциями” яйцеклетки. Анализ этого фрагмента генома показал, что мальчик с Аконкагуа принадлежит к ранее неизвестной гаплогруппе C1bi, не встречавшейся ранее среди современных индейцев Южной или Северной Америки.

Она очень похожа по своей структуре на гаплогруппу C1b, к которой относятся почти все современные индейцы, однако она отличается от нее на 10 небольших мутаций длиной в одну букву. Это означает, что мальчик с Аконкагуа и современные аборигены Южной Америки принадлежали к разным популяциям, которые разделились примерно 14 тысяч лет назад.

Изначально ученые думали, что эти линия мтДНК полностью исчезла после завоевания Перу и Анд конкистадорами, однако масштабная генетическая “перепись” показала, что среди жителей Перу и Боливии есть в буквальном смысле единицы людей (всего три человека), которые обладают той же гаплогруппой.

Еще одного “родственника” ученые нашли в базе древних ДНК – им оказался житель древней империи Вари, которая существовала в Андах примерно тысячу лет назад. Это, как объясняют генетики, говорит о том, что гаплогруппа C1bi была гораздо более распространенной в прошлом.

В ближайшее время Салас и его коллеги завершат восстановление и анализ полной версии ДНК мальчика с Аконкагуа, которая поможет понять, насколько его “родственники” были распространены в доколумбовой Америке, а также ученые изучат ДНК бактерий из его желудка. Кроме того, генетики планируют изучить ДНК других жертв капа кочи – “ледяной принцессы” со склонов вулкана Льюльяйльяко и прочих Андских мумий.