“Кассини” увидел “фонтаны” пузырьков в углеводородных морях Титана

РИА Новости. Новые снимки морей Титана, полученные зондом “Кассини” в феврале этого года, указывают на наличие гигантских “фонтанов” из пузырьков из азота в углеводородных морях этого спутника Сатурна, сообщает Лаборатория реактивного движения НАСА.

Последняя фотография морей Титана, полученная зондом КассиниПоследняя фотография морей Титана, полученная зондом Кассини
© NASA/JPL-Caltech/Space Science Institute

“Наши коллеги просчитали то, как хорошо растворяется азот в углеводородах, и показали, что пузырьки из этого газа могут действительно возникать в морях Титана, и должны встречаться в них чаще, чем мы подозревали. По сути, все это выглядит так, как будто озера и моря Титана “дышат” азотом. Когда они охлаждаются, они вбирают в себя азот, словно “вдыхая” его, а при потеплениях они его “выдыхают”, — рассказывает Майкл Маласка (Michael Malaska) из Лаборатории реактивного движения НАСА.

На данный момент Титан является единственным известным в Солнечной системе, помимо Земли, небесным телом с водоемами на поверхности планеты. За 12 лет работы на орбите Сатурна, зонд НАСА “Кассини” и спускаемый модуль “Гюйгенс” обнаружили десятки озер, рек и даже морей на Титане, а также открыли загадочные временные острова, периодически исчезающие и появляющиеся на поверхности морей.

Точный химический состав этих озер, предположительно заполненных углеводородами, оставался тайной до прошлого года, когда ученые впервые оценили содержимое Лигеи, крупнейшего моря Титана, используя радар “Кассини”. Его “воды”, как оказалось, полностью состоят из метана, дно покрыто экзотической слизью из соединений азота, а берега представляют собой углеводородные болота.

Маласка и его коллеги раскрыли еще одну крайне необычную особенность этих “водоемов”, изучая данные, собранные “Кассини” во время предпоследнего в его жизни пролета мимо Титана, который состоялся в середине февраля этого года.

Это видео из лабораторного эксперимента показывает, что из этана, который находится в процессе замерзания в аппарате для пробирок в Лаборатории реактивного движения НАСА, выделяется азот.
Вся сцена около 2 дюймов в поперечнике.

Эти данные раскрыли крайне странную вещь – оказалось, что доли метана, этана и ряда других веществ сильно варьировались от места к месту. Эти вариации, как рассказывает Маласка, указали на крайне экзотическую природу тех структур, которые ученые раньше считали островами.

На самом деле, как сейчас считают планетологи НАСА, эти острова на самом деле являются не сушей, а гигантскими “фонтанами” пузырьков из глубин морей Титана, которые возникают в тех точках, где метан перемешивается с этаном в результате выпадения дождей или таяния этанового льда на дне.

В таких условиях, как показали эксперименты физиков в лабораторном аналоге морей Титана, молекулы азота резко теряет способность растворяться в смеси метана и этана, и в результате этого они выделяются из жидкости и превращаются в пузырьки. Нечто похожее можно наблюдать дома, если нагреть водопроводную воду  —  она в определенный момент времени станет белесой, так как в ней тоже начнут образоваться пузырьки газа.

Поэтому, благодаря наличию дождей на Титане и циклов погоды, в его водах могут фактически постоянно возникать такие “фонтаны” из пузырьков, которые будут быстро подниматься на поверхность его морей и формировать целые поля из подобных пузырей, многие из которых, по всей видимости, увидел “Кассини” в ходе прошлых пролетов мимо Титана.

Почему это важно? Если в морях Титана действительно рождаются такие пузырьки, то посадка зонда на их поверхность может закончиться катастрофой — их толща будет прогрета двигателями посадочного модуля, в результате чего азот резко высвободится из метановых “вод” моря и возникнет мощная струя газа, которая может уничтожить космический аппарат. Защита от таких “выбросов”, как заключают ученые, будет важным компонентом для последующих миссий на Титан.