Наблюдения за звёздным небом в августе 2014 года

Избранные астрономические события месяца: время московское = UT + 4 часа

tell

2 августа – Меркурий сближается с Юпитером до 1 градуса
2 августа – окончание утренней видимости Меркурия в средних широтах
4 августа – Меркурий близ звездного скопления Ясли (М44)
4 августа – покрытие Луной (Ф= 0,54) планеты Сатурн при видимости в Австралии
8 августа – Меркурий в верхнем соединении с Солнцем
9 августа – покрытие Луной (Ф= 0,95) звезды ро1 Стрельца
13 августа – максимум действия метеорного потока Персеиды
14 августа – покрытие Луной (Ф= 0,79) планеты Уран при видимости в Сибири
17 августа – покрытие на 2,5 секунды звезды HIP 96113 (8,7m) из созвездия Стрельца астероидом (4860) Gubbio при видимости, в том числе, в Приморье
18 августа – Венера и Юпитер в соединении (11 угловых минут!) на фоне звездного скопления Ясли (М44)
18 августа – максимум действия метеорного потока каппа-Цигниды из созвездия Лебедя
19 августа – покрытие на 6 секунд звезды TYC 6295-01889-1 (9,0m) из созвездия Стрельца астероидом (982) Franklina при видимости, в том числе, на Юге Сибири
23 августа – Луна (Ф= 0,08) в сближении с Венерой и Юпитером
24 августа – покрытие на 8 секунд звезды TYC 5174-01797-1 (9,3m) из созвездия Орла астероидом (805) Hormuthia при видимости, в том числе, в Европейской части России
25 августа – Марс сближается с Сатурном до 3,5 градусов
29 августа – Нептун в противостоянии с Солнцем
30 августа – покрытие на 5 секунд звезды TYC 1196-01263-1 (9,8m) из созвездия Рыб астероидом (2642) Vesale при видимости, в том числе, на Юге Сибири
31 августа – покрытие Луной (Ф= 0,33) планеты Сатурн при видимости в Африке

Солнце движется по созвездию Рака до 10 августа, а затем переходит в созвездие Льва и остается в нем до конца месяца. Склонение дневного светила, по сравнению с первыми двумя летними месяцами уменьшается с каждым днем все быстрее. Как следствие, также быстро уменьшается продолжительность дня: с 15 часов 59 минут в начале месяца до 13 часов 52 минут к концу описываемого периода (более двух часов). Эти данные справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца за месяц уменьшится с 52 до 42 градусов. Для наблюдений Солнца август – один из самых благоприятных месяцев в северном полушарии Земли. При наблюдениях Солнца обязательно (!!) применяйте солнечный фильтр.

Луна начнет движение по августовскому небу в созвездии Девы при фазе 0,2. 2 августа растущий серп при фазе 0,35 пройдет севернее Спики, и устремится к границе созвездия Весов (сближаясь с Марсом), перейдя в него 3 августа при фазе 0,,47. На следующий день в этом созвездии наступит фаза первой четверти (покрытие Сатурна), а 5 августа Луна посетит созвездие Скорпиона, увеличив фазу до 0,7. В последующие дни, наблюдаясь низко над горизонтом, лунный овал посетит созвездия Змееносца и Стрельца. 9 августа яркий лунный диск пересечет границу с созвездием Козерога и примет здесь фазу полнолуния (фактически в южной части созвездия Водолея). 11 августа полная Луна пересечет границу с созвездием Водолея (сблизившись здесь с Нептуном ), а 12 августа войдет в созвездие Рыб при фазе 0,95. Сблизившись 14 августа с Ураном (Ф= 0,79), ночное светило продолжит движение к созвездию Овна, куда перейдет около полуночи по московскому времени при фазе 0,67. Утром 17 августа лунный полудиск пересечет границу созвездия Тельца, где примет фазу последней четверти и пройдет южнее рассеянного звездного скопления Плеяды. На следующий день Луна посетит Гиады и пройдет севернее Альдебарана, а затем будет двигаться чуть выше северной границы Ориона, которое посетит 20 августа при фазе 0,25. В созвездие Близнецов тающий лунный серп вступит 21 августа при фазе 0,2 и пробудет здесь два дня, постепенно уменьшая фазу и становясь тонким серпом (Ф= 0,08). Достигнув при этой фазе созвездия Рака, после долгого перерыва Луна начнет сближаться с планетами. Первым на ее пути будет Юпитер (23 августа), а затем Венера (24 августа). После сближения с Венерой лунный серп перейдет в созвездие Льва, где 25 августа примет фазу новолуния (фактически в созвездии Секстанта). Перейдя в созвездие Девы 27 августа при фазе 0,03, тонкий серп будет красоваться низко над горизонтом в вечернее время (южнее Меркурия). 29 августа растущий месяц (Ф= 0,17) пройдет севернее Спики, а затем устремится к созвездию Весов, куда вступит вечером 30 августа при фазе 0,25. Здесь Луна сблизится с планетами Марс и Сатурн (покрытие планеты), увеличив фазу до 0,35 и заканчивая свой путь по летнему небу.

Из больших планет Солнечной системы в августе будут наблюдаться все, кроме Меркурия (данные для средних широт).

Меркурий до 8 августа находится в созвездии Рака, а затем перейдет в созвездие Льва, где пробудет до 28 августа, когда перейдет в созвездие Девы. Весь месяц планета движется в одном направлении с Солнцем. 8 августа Меркурий вступает в верхнее соединение с Солнцем и переходит на вечернее небо. К 19 августа его элонгация увеличивается до 10 градусов, но найти планету в лучах заходящего Солнца станет возможным только в южных широтах, а в средних и северных Меркурий недоступен для наблюдений. К концу месяца элонгация увеличится до 19 градусов, но при таком угловом удалении от Солнца найти планету на фоне вечерней зари в средних, а тем более в северных широтах без применения оптических средств будет весьма сложно. В телескоп в период видимости можно наблюдать диск с видимыми размерами около 5 секунд дуги и фазой 1 – 0,9. Блеск планеты постепенно уменьшается от -1,7m до -0,3m.

Венера весь месяц имеет прямое движение, перемещаясь по созвездию Близнецов, 9 августа переходя в созвездие Рака, а 26 августа – в созвездие Льва. Наблюдать ближайшую к Земле планету можно на фоне утренней зари (лучше всего – на юге страны). Но, благодаря большой яркости, Венеру достаточно легко найти и на дневном небе, используя бинокль (не наводите инструмент на Солнце!). Лучшие условия для этого будут в первой половине дня. Элонгация планеты за месяц уменьшится с 23 до 14 гр. к западу, а поиск ее на дневном небе облегчится при прохождении рядом Луны 24 августа, что создаст идеальный ориентир для обнаружения Венеры. Видимый диаметр планеты за месяц уменьшается от 10,8 до 10,1 при фазе 0,95 и блеске -3,9m. В телескоп виден небольшой белый диск. 18 августа Венера сблизится с Юпитером до 11 угловых минут.

Марс перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Девы, 9 августа переходя в созвездие Весов. Планета наблюдается вечерами с продолжительностью видимости около 1 часа (на широте Москвы). Блеск планеты за месяц уменьшается от +0,3m до +0,7m, а видимый диаметр – от 7,9 до 6,8. Такие размеры уже не позволяют вести эффективные визуальные наблюдения поверхности планеты. Следующее противостояние – 22 августа 2016 года (18,6).

Юпитер перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Рака близ звездного скопления Ясли (М44), через которое пройдет в середине августа. 18 августа произойдет сближение с Венерой до 11 угловых минут на фоне скопления М44. Газовый гигант наблюдается на фоне утренней зари, увеличивая продолжительность видимости за месяц до 2 часов. Видимый диаметр самой большой планеты Солнечной системы увеличивается от 31,4 до 32,0 при блеске -1,8m. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности хорошо видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника также видны уже в бинокль, а в телескоп можно наблюдать тени от спутников на диске планеты. Сведения о конфигурация спутников – в данном КН.

Сатурн весь месяц находится в созвездии Весов близ звезды альфа Lib (2,7m). Окольцованная планета движется в одном направлении с Солнцем. Наблюдать Сатурн можно по вечерам при продолжительности видимости от 2 часов до часа. 4 и 31 августа планета покроется Луной с видимостью в Австралии и Африке. Блеск Сатурна составляет +0,5m при видимом диаметре 17,0 – 16,3. В небольшой телескоп можно наблюдать детали поверхности, кольцо и спутник Титан. Видимые размеры кольца планеты составляют в среднем 38х13,5.

Уран (5,8m, 3,5.) перемещается попятно по созвездию Рыб (близ звезды эпсилон Psc с блеском 4,2m). 14 августа произойдет покрытие планеты Луной видимое в Сибири. Планета в начале месяца видна около 5 часов на ночном и утреннем небе, а к концу августа видимость возрастает до 8,5 часов. Уран, вращающийся на боку, легко обнаруживается при помощи бинокля и поисковых карт, а разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. При отсутствии засветки планета может быть найдена невооруженным глазом, а лучшие условия для этого наступят в конце месяца. Спутники Урана имеют блеск слабее 13m.

Нептун (7,8m, 2,3) движется попятно по созвездию Водолея близ звезды сигма Aqr (4,8m). Планета видна по всю ночь с продолжительностью видимости в средних широтах от 6 до 8,5 часов. Чем южнее будет пункт наблюдения, тем лучше условия наблюдений. Отыскать Нептун можно в бинокль с использованием звездных карт в КН на январь и Астрономическом календаре на 2014 год, а диск становится различим в телескоп от 100мм в диаметре с увеличением более 100 крат при прозрачном небе. Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13m.

Из комет в августе можно будет наблюдать, по крайней мере, пять небесных странниц. Некоторые из них достаточно близко к Солнцу на небесной сфере, поэтому условия их наблюдений лучше всего будут в южных районах страны. Комета Jacques (C/2014 E2) будет самой яркой с блеском около 7m. За месяц эта небесная гостья пройдет по созвездиям Возничего, Персея, Жирафа, Кассиопеи и Цефея, в начале августа сближаясь со звездой альфа Возничего. Комета Oukaimeden (C/2013 V5) перемещается на юго-восток по созвездиям Ориона и Единорога с блеском, достигающим к концу месяца 8m. В начале месяца эта комета находится близ альфа Ориона. Комета P/Blanpain (P/1819 W1) движется к востоку по созвездиям Тельца, Близнецов и Рака, имея блеск около 11m. Комета Catalina (C/2013 UQ4), быстро снижая блеск от 11m до 14m, перемещается в юго-западном направлении по созвездию Волопаса. Комета P/Faye (4P) движется к востоку по созвездию Близнецов, имея блеск около 11m.

Среди астероидов самыми яркими в августе будут Церера (8,7 – 9,0m) и Веста (7,4 – 7,7m). Они движутся по созвездию Девы и Весов между звездами альфа Vir (+1m) и альфа Lib (+2,7m), а наблюдать их можно в поле зрения бинокля, т.к. за месяц угловое- расстояние между этими астероидами увеличится с 2 до 5 градусов.

Из относительно ярких (до 9m фот.) долгопериодических переменных звезд (наблюдаемых с территории России и СНГ) максимума блеска в этом месяце по данным AAVSO достигнут: R CNC 6,8m – 3 августа, RR SCO 5,9m – 3 августа, RR LIB 8,6m – 5 августа, R DRA 7,6m – 6 августа, X CAM 8,1m – 6 августа, R SER 6,9m – 6 августа, V VIR 8,9m – 7 августа, Y PER 8,4m – 12 августа, R LYN 7,9m – 15 августа, R COM 8,5m – 15 августа, T UMA 7,7m – 19 августа, RZ SCO 8,8m – 20 августа, X AND. 9,0m – 23 августа, W LYR 7,9m – 26 августа, S BOO 8,4m – 28 августа.

Среди основных метеорных потоков максимума 13 августа около полуночи по всемирному времени достигнут Персеиды с ожидаемым часовым числом 100 метеоров, а 18 августа – каппа-Цигниды (из созвездия Лебедя). Часовое число этого потока составит всего 3 метеора. Луна в фазе полнолуния будет сильно мешать наблюдениям Персеид, а во время максимума каппа-Цигнид будет иметь фазу последней четверти.

Оперативные сведения о небесных телах и явлениях имеются, например, на http://astroalert.ka-dar.ru и на форуме Старлаб http://www.starlab.ru/forumdisplay.php?f=58 .

Календарь наблюдателя на август 2014 года