Наблюдения за звёздным небом в сентябре 2014 года

Избранные астрономические события месяца: время московское = UT + 4 часа

Наблюдения за звёздным небом в сентябре 2014 года1 сентября и в течение месяца – благоприятные условия для наблюдений кометы Jacques (C/2014 E2),
1 сентября – максимум действия метеорного потока альфа-Ауригиды из созвездия Возничего,
5 сентября – Венера сближается с Регулом до 44 угловых минут,
6 сентября – покрытие на 5 секунд звезды TYC 0019-01313-1 (9,4m) из созвездия Кита астероидом (261) Prymno при видимости, в том числе, в Европейской части России,
9 сентября – максимум действия метеорного потока Сентябрьские эпсилон-Персеиды,
10 сентября – покрытие на 4 секунды звезды HIP 22792 (7,6m) из созвездия Тельца астероидом (569) Misa при видимости, в том числе, в Карелии,
11 сентября – покрытие Луной (Ф= 0,94) планеты Уран при видимости в Северной Атлантике и Арктике,
12 сентября – покрытие Луной (Ф= 0,89) звезды омикрон Рыб (4,3m),
12 сентября – покрытие Луной (Ф= 0,81) звезды 31 Овна (5,6m),
12 сентября – астероид Веста проходит в градусе севернее Сатурна,
14 сентября – Луна проходит по звездному скоплению Гиады,
16 сентября – покрытие на 2 секунды звезды эта Близнецов (3,3m) астероидом (1061) Paeonia при видимости, в том числе, в Европейской части России,
16 сентября – покрытие Луной (Ф= 0,51) звезды 115 Тельца (5,4m),
18 сентября – Марс близ трио звезд бета, дельта и пи Скорпиона,
20 сентября – покрытие Луной (Ф= 0,16) звезды 50 Рака (5,9m),
20 сентября – Меркурий проходит в градусе южнее Спики,
22 сентября – Меркурий в вечерней (восточной) элонгации 26,5 гр.,
23 сентября – осеннее равноденствие,
26 сентября – долгопериодическая переменная звезда R Треугольника близ максимума блеска (5,4m),
28 сентября – Марс проходит в 3 гр. севернее Антареса,
28 сентября – покрытие на 1,3 секунды звезды HIP 5489 (9,2m) из созвездия Кита астероидом (4044) Erikhog при видимости, в том числе, в Приморье,
28 сентября – покрытие Луной (Ф= 0,15) планеты Сатурн при видимости в Северной Америке (Аляска) и на Дальнем Востоке,
28 сентября – покрытие Луной (Ф= 0,15) астероида Церера при видимости в Южной Америке и акватории Тихого океана,
28 сентября – покрытие Луной (Ф= 0,18) астероида Веста при видимости в Индонезии и акватории Тихого океана, 29 сентября – покрытие Луной (Ф= 0,27) звезды хи Змееносца (4,2m).

Солнце движется по созвездию Льва до 17 сентября, а затем переходит в созвездие Девы и остается в нем до конца месяца. Склонение дневного светила уменьшается с каждым днем все быстрее (достигая максимума к осеннему равноденствию 23 сентября), вследствие чего также быстро увеличивается продолжительность ночи. Осеннее равноденствие сравнивает продолжительность дня и ночи на всей Земле, а после перехода Солнца в южное полушарие неба ночь в северном полушарии Земли становится длиннее дня (астрономическая осень), а в южном полушарии Земли – короче (астрономическая весна). В начале месяца долгота дня на широте Москвы составляет 13 часов 47 минут, а в конце – 11 часов 38 минут, и продолжает быстро уменьшаться. Полуденная высота Солнца на широте Москвы уменьшится за месяц на 11 градусов (с 42 до 31 градуса). Сентябрь – один из благоприятных месяцев для наблюдений дневного светила. Но нужно помнить, что визуальные наблюдения Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно обязательно (!!) проводить с применением солнечного фильтра.

Луна начнет движение по осеннему небу в созвездии Весов при фазе 0,33 близ Марса и Сатурна. Пройдя по северной части созвездия Скорпиона, растущий серп, вступит в созвездие Змееносца и примет здесь фазу первой четверти. К концу дня 3 сентября лунный полудиск достигнет созвездия Стрельца и пробудет в нем до 6 сентября, увеличив фазу до 0,87. Потратив два дня на прохождение созвездия Козерога, Луна 8 сентября посетит созвездие Водолея, пройдя севернее Нептуна, а приблизившись к границе с созвездием Рыб примет фазу полнолуния 9 сентября. Путешествие по созвездию Рыб продлится до 12 сентября, а 11 числа этого месяца яркий лунный диск покроет Уран при фазе 0,94. Вступив в созвездие Овна при фазе 0,87, Луна задержится здесь до 14 сентября, когда достигнет созвездия Тельца при фазе 0,73. Пройдя южнее Плеяд и посетив Гиады, Луна примет фазу последней четверти, и пройдя по северной части созвездия Ориона, вступит во владения созвездия Близнецов 17 сентября уже при фазе 0,4. В это время она будет видна от полуночи до рассвета. В созвездие Рака стареющий месяц (Ф= 0,24) перейдет около полуночи 19 сентября, а на следующий день сблизится с Юпитером. 21 сентября, снизив фазу до 0,1, тонкий серп перейдет в созвездие Льва, посетит созвездие Секстанта, вновь пройдется по Льву, и практически в фазе новолуния перейдет в созвездие Девы, пройдя южнее Венеры. Выйдя на вечернее небо, молодой месяц 26 сентября сблизится с Меркурием при фазе 0,04, а затем вторично в сентябре посетит созвездие Весов, покрыв Сатурн и астероиды Цереру и Весту (28 сентября – три покрытия в один день!!). 29 сентября растущий серп побывает в созвездии Скорпиона, а остаток месяца проведет в созвездии Змееносца близ Марса, увеличив фазу почти до 0,4.

Из больших планет Солнечной системы в сентябре будут наблюдаться все, кроме Меркурия (данные для средних широт).

Меркурий весь месяц перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Девы, 20 сентября сближаясь до 1 градуса со звездой Спика. 22 сентября Меркурий достигнет восточной (вечерней) элонгации 26,5 градусов, но даже при таком удалении от Солнца, наблюдать его на фоне вечерней зари можно будет только в бинокль (низко над западным горизонтом) в южных районах страны. В средних широтах Меркурий заходит вместе с Солнцем, а в северных – еще до захода Солнца. В телескоп в период видимости можно наблюдать овал, превращающийся в полудиск, а затем – в серп с видимыми размерами, увеличивающимися за месяц от 5 до 8 секунд дуги и фазой 0,9 – 0,4. Блеск планеты постепенно уменьшается от -0,3m до +0,4m.

Венера весь месяц имеет прямое движение, перемещаясь по созвездию Льва, 26 сентября переходя в созвездие Девы. Наблюдать ближайшую к Земле планету можно на фоне утренней зари (лучше всего – на юге страны). Но, благодаря большой яркости, Венеру достаточно легко найти и на дневном небе, используя бинокль (не наводите инструмент на Солнце!). Лучшие условия для этого будут в первой половине дня. Элонгация планеты за месяц уменьшится с 14 до 7 гр. к западу, а поиск ее на дневном небе облегчится при прохождении рядом Луны 23 сентября, что создаст идеальный ориентир для обнаружения Венеры. Видимый диаметр планеты за месяц уменьшается от 10,1 до 9,8 при фазе около 1,0 и блеске -3,9m. В телескоп виден небольшой белый диск.

Марс перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Весов, 13 сентября переходя в созвездие Скорпиона, а 25 сентября – в созвездие Змееносца. Планета наблюдается вечерами с продолжительностью видимости около 1 часа. Блеск планеты за месяц уменьшается от +0,3m до +0,7m, а видимый диаметр – от 6,8 до 6,1. Такие размеры уже не позволяют вести эффективные визуальные наблюдения поверхности планеты.

Юпитер перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Рака близ звездного скопления Ясли (М44) и Венеры (в начале месяца). Газовый гигант наблюдается по утрам, увеличивая продолжительность видимости за месяц от 2 до 4,5 часов. Видимый диаметр самой большой планеты Солнечной системы увеличивается от 32,0 и 33,6 при блеске -1,9m. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности хорошо видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника также видны уже в бинокль, а в телескоп можно наблюдать тени от спутников на диске планеты. Сведения о конфигурациях спутников – в данном КН.

Сатурн весь месяц находится в созвездии Весов близ звезды альфа Lib (2,7m). Окольцованная планета движется в одном направлении с Солнцем. Наблюдать Сатурн можно по вечерам при продолжительности видимости около 1 часа. 28 сентября планета покроется Луной с видимостью на Дальнем Востоке. Блеск Сатурна составляет +0,6m при видимом диаметре, уменьшающемся от 16,2 до 15,6. В небольшой телескоп можно наблюдать детали поверхности, кольцо и спутник Титан. Видимые размеры кольца планеты составляют в среднем 36,0х13,4.

Уран (5,7m, 3,6.) перемещается попятно по созвездию Рыб (близ звезды эпсилон Psc с блеском 4,2m). 11 сентября произойдет покрытие планеты Луной, видимое на Севере России. Планета в начале месяца наблюдается около 8 часов, а к концу сентября видимость ее возрастает до 11 часов. Уран, вращающийся на боку, легко обнаруживается при помощи бинокля и поисковых карт, а разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. При отсутствии засветки планета может быть найдена невооруженным глазом, а лучшие условия для этого будут во второй половине месяца. Спутники Урана имеют блеск слабее 13m.

Нептун (7,8m, 2,3) движется попятно по созвездию Водолея на расстоянии видимого диаметра Луны от звезды сигма Aqr (4,8m). Планета видна всю ночь с продолжительностью видимости в средних широтах 8,5 часов. Чем южнее будет пункт наблюдения, тем лучше условия наблюдений. Отыскать Нептун можно в бинокль с использованием звездных карт в КН на январь и Астрономическом календаре на 2014 год, а диск становится различим в телескоп от 100мм в диаметре с увеличением более 100 крат при прозрачном небе. Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13m.

Из комет в сентябре можно будет наблюдать, в зависимости от условий, четыре небесные странницы блеском до 10m. Комета Jacques (C/2014 E2) имеет наиболее благоприятные условия наблюдений для жителей северного полушария Земли. Ее блеск постепенно снижается от 8 до 11m, а путь хвостатой гостьи пролегает по созвездиям Цефея, Лебедя, Лисички, Стрелы и Орла. 4 сентября комета сблизится со звездой Денеб (альфа Лебедя) до 2,5 градусов. Комета Oukaimeden (C/2013 V5) перемещается на восток по созвездиям Единорога, Кормы, Гидры, Насоса и Центавра с блеском, доступным невооруженному глазу, но только жителям южных широт. В начале месяца эта комета находится между звездами альфа Большого Пса и альфа Малого Пса (Сириус и Процион), а затем уходит под Солнце для жителей северного полушария и становится недоступна для наблюдений. PANSTARRS (C/2012 K1) также обладает блеском, доступным невооруженному глазу, но находится близко к Солнцу, и к тому же смещается к югу (по созвездиям Рака и Гидры), поэтому найти ее на фоне утренней зари достаточно сложно. К северу поднимается комета Siding Spring (C/2013 A1), но созвездия Скорпиона, в котором ее можно будет наблюдать с территории нашей страны, она достигнет лишь в конце месяца при блеске 8m.

Среди астероидов самой яркой в сентябре будет Веста (7,7 – 7,9m). Она движется по созвездию Весов близ Цереры (9,0m). Еще один астероид, превышающий блеск 9m – Геба. Путь этого небесного тела пролегает по созвездиям Тельца и Эридана с блеском в конце месяца 8,6m.

Из относительно ярких (до 9m фот.) долгопериодических переменных звезд (наблюдаемых с территории России и СНГ) максимума блеска в этом месяце по данным AAVSO достигнут: S CRB 7.3m (1 сентября), T AQR 7.7m (1 сентября), W PEG 8.2m (2 сентября), R DEL 8.3m (7 сентября), R CET 8.1m (10 сентября), S AQL 8.9m (11 сентября), R TAU 8.6m (12 сентября), R PER 8.7m (15 сентября),S SER 8.7m (15 сентября), T CAM 8.0m (17 сентября),U VIR 8.2m (19 сентября), RY OPH 8.2m (20 сентября), RY HER 9.0m (24 сентября), R TRI 6.2m (26 сентября).

Среди основных метеорных потоков максимума 1 сентября достигнут альфа-Ауригиды из созвездия Возничего с ожидаемым часовым числом 6 метеоров, а 9 сентября – Сентябрьские эпсилон-Персеиды. Часовое число этого потока 5 метеоров. Луна во время максимума альфа-Ауригид будет иметь фазу первой четверти, а в фазе близкой к полнолунию будет сильно мешать наблюдениям эпсилон-Персеид.

Календарь наблюдателя на сентябрь 2014 года