Наблюдения за звёздным небом в декабре 2015 года

Избранные астрономические события месяца: время московское = UT + 3 часа

Наблюдения за звёздным небом в декабре 2014 года1 декабря – комета Catalina (C/2013 US10) близ Венеры и Спики при видимости невооруженным
глазом,
2 декабря – покрытие на 6 секунд звезды HIP 19171 (5,1m) из созвездия Тельца астероидом (678) Fredegundis при видимости в Приморье и на Чукотке,
2 декабря – покрытие на 8 секунд звезды HIP 37521 (5,6m) из созвездия Близнецов астероидом (2868) Upupa при видимости в Казахстане и в южных районах Европейской части России,
6 декабря – начало двойной видимости Паллады (вечером и утром),
6 декабря – покрытие на 1 секунду звезды HIP 26382 (5,5m) из созвездия Тельца астероидом (16200) 2000 BT28 при видимости в Средней Азии и в южных районах Европейской части России,
6 декабря – покрытие Луной (Ф= 0,25) планеты Марс при видимости в Африке и Австралии,
7 декабря – начало утренней видимости Сатурна,
7 декабря – покрытие Луной (Ф= 0,13) планеты Венера при видимости на Чукотке и в Северной Америке,
14 декабря – максимум действия метеорного потока Геминиды (120 метеоров в час до 6m в зените),
15 декабря – начало вечерней видимости Меркурия,
18 декабря – Венера проходит в 2 градусах севернее звезды альфа Весов (2,7m),
18 декабря – Меркурий проходит в градусе севернее звезды сигма Стрельца (2,0m),
20 декабря – покрытие Луной (Ф= 0,66) планеты Уран при видимости в Южной Америке и Антарктиде,
21 декабря – Сатурн проходит в 6 градусах севернее Антареса (+1m),
22 декабря – зимнее солнцестояние,
23 декабря – покрытие Луной (Ф= 0,96) звезды Альдебаран (+0,9m) при видимости на всей территории России и СНГ (кроме самых восточных районов),
24 декабря – Марс проходит в 3,5 градусах севернее Спики (+1m),
26 декабря – покрытие на 3 секунды звезды HIP 28647 (8,1m) из созвездия Ориона астероидом (1017) Jacqueline при видимости от Байкала до С.-Петербурга,
26 декабря – Уран в стоянии с переходом к прямому движению,
29 декабря – Меркурий достигает вечерней (восточной) элонгации.

Солнце до 18 декабря движется по созвездию Змееносца, а затем переходит в созвездие Стрельца. Склонение центрального светила к 22 декабря в 02 часа 00 минут по московскому времени достигает минимума (23,5 градуса к югу от небесного экватора), поэтому продолжительность дня в северном полушарии Земли минимальна. В начале месяца она составляет 7 часов 23 минуты, 22 декабря составляет 6 часов 56 минут, а к концу описываемого периода увеличивается до 7 часов 02 минут. Приведенные выше данные по продолжительности дня справедливы для городов на широты Москвы, где полуденная высота Солнца почти весь месяц придерживается значения 10 градусов. Наблюдать центральное светило можно весь день, но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно обязательно (!!) проводить с применением солнечного фильтра.

Луна начнет движение по декабрьскому небу в созвездии Рака около звезды альфа Cnc (4,2m) при фазе 0,73. В первый день зимы ночное светило перейдет в созвездие Льва, наблюдаясь в утренние часы достаточно высоко над южным горизонтом. Пройдя южнее Регула, лунный овал традиционно посетит созвездие Секстанта, а затем снова перейдет в созвездие Льва (уже в фазе последней четверти, которую примет 3 декабря). 4 декабря, пройдя южнее Юпитера при фазе 0,41, лунный серп вступит в созвездие Девы, в котором задержится до конца дня 7 декабря. За этот период Луна сблизится с Марсом при фазе 0,35 (покрытие, видимое в Африке и Австралии), а так же с Венерой и Спикой при фазе 0,13 (покрытие, видимое в Северной Америке). Пересекая границу с созвездием Весов (около полуночи 8 декабря), тонкий серп (Ф= 0,11) пройдет южнее кометы Catalina (C/2013 US10), ничуть не мешая ее наблюдению на фоне утренних сумерек. В созвездии Весов Луна пробудет до 10 декабря, и в этот же день посетит созвездие Скорпиона, выйдя на просторы созвездия Змееносца при фазе 0,05. Здесь наступит фаза новолуния, и молодой месяц выйдет на вечернее небо. Около полуночи 12 декабря тонкий серп пересечет границу созвездия Стрельца, и пробудет в нем до 14 декабря, увеличив фазу до 0,1. В эти дни Луна наблюдается на фоне вечерней зари невысоко над юго-западным горизонтом. Из созвездия Козерога молодой месяц при фазе 0,26 перейдет 16 декабря в созвездие Водолея, где сблизится (Ф= 0,36) с Нептуном. 18 декабря Луна вступит во владения созвездия Рыб и примет фазу первой четверти. Здесь ночное светило 20 декабря в очередной раз покроет (Ф= 0,66) Уран при видимости на юге Южной Америки. Продолжая увеличивать фазу, Луна 21 и 22 декабря пройдет по созвездию Овна, и вступит (Ф= 0,89) в созвездие Тельца. В эти дни яркий лунный диск наблюдается в течение всей ночи, поднимаясь к полуночи высоко над южным горизонтом. 23 декабря при фазе 0,96 произойдет очередное покрытие звезды Альдебаран, видимость которого распространится почти на всю страну. 25 декабря у границы созвездий Ориона и Близнецов наступит полнолуние, а затем Луна начнет уменьшать фазу (перемещаясь по созвездию Близнецов до 27 декабря). В созвездии Рака яркий лунный диск пробудет до 28 декабря, уменьшив фазу до 0,86, и второй раз за месяц посетит созвездие Льва (с 28 по 31 декабря). К 31 декабря фаза Луны уменьшится до 0,7, и в этот же день лунный овал перейдет в созвездие Девы, где и закончит свой путь по небу 2015 года около Юпитера и звезды бета Vir (3,6m) при фазе 0,61.

Большие планеты Солнечной системы.

Меркурий перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Змееносца до 7 декабря, а затем переходит в созвездие Стрельца (до конца года). 4 декабря быстрая планета пройдет в 11 угловых секундах (!) южнее звезды тета Змееносца (3,2m), а 14 декабря – в 7 угловых минутах южнее звезды лямбда Стрельца (2,8m). В первую половину месяца Меркурий не виден, а во второй половине декабря наступает вечерняя видимость планеты. Найти Меркурий можно на фоне зари у юго-западного горизонта в виде достаточно яркой звезды с блеском -0,7m. Продолжительность видимости до конца года возрастает почти до часа. Увеличиваются и видимые размеры быстрой планеты (от 5 до 7,3), а фаза и блеск уменьшаются. В период видимости фаза снизится с 0,88 до 0,49, а блеск от -0,7m до -0,3m. В телескоп можно наблюдать крохотный овал без деталей, превращающийся к концу года в полудиск.

Венера движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Девы (близ Спики), 11 декабря переходя в созвездие Весов. 7 декабря Утренняя Звезда сблизится до 3,5 градусов с кометой Catalina (C/2013 US10). Планета наблюдается (в виде самой яркой звезды) по утрам в восточной части неба в течение трех – четырех часов! Угловое удаление к западу от Солнца за месяц уменьшится от 43 до 39 градусов. Видимый диаметр Венеры уменьшается от 17,4 до 14,3, а фаза увеличивается от 0,70 до 0,77 при блеске около -4,0m. Такой блеск позволяет увидеть Венеру невооруженным глазом даже днем. В телескоп можно наблюдать белый овал без деталей. Образования на поверхности Венеры (в облачном покрове) можно запечатлеть, применяя различные светофильтры.

Марс перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Девы (близ звезды гамма Vir с блеском 3,4m). Планета наблюдается от 5 до 6 часов на ночном и утреннем небе над юго-восточным и южным горизонтом. Блеск планеты возрастает до +1,3m, а видимый диаметр увеличивается от 4,7 до 5,6. В телескоп виден крошечный диск, детали на котором визуально можно обнаружить лишь в телескоп с диаметром объектива от 100 мм, и, кроме этого, фотографическим способом с последующей обработкой на компьютере.

Юпитер перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Льва (близ границы с созвездием Девы). Газовый гигант наблюдается на ночном и утреннем небе (в восточной и южной части неба), а видимость его увеличивается за месяц от 7 до 9 часов. Идет очередной благоприятный период видимости Юпитера. Угловой диаметр самой большой планеты Солнечной системы постепенно увеличивается от 35,6 до 39,0 при блеске около -2m. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности хорошо видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а в телескоп можно наблюдать тени от спутников на диске планеты. Сведения о конфигурациях спутников – в данном КН.

Сатурн движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Змееносца. Наблюдать окольцованную планету можно на фоне утренней зари со второй декады декабря у юго-восточного горизонта, а видимость ее к концу года увеличится до полутора часов. Блеск планеты придерживается значения +0,6m при видимом диаметре около 15. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан, а также некоторые другие наиболее яркие спутники. Видимые размеры кольца планеты составляют в среднем 40х16.

Уран (5,9m, 3,4.) перемещается попятно по созвездию Рыб (близ звезды эпсилон Psc с блеском 4.2m), 26 декабря меняя движение на прямое. Планета наблюдается вечером и ночью уменьшая продолжительность видимости от 11 до 9 часов (в средних широтах). Уран, вращающийся на боку, легко обнаруживается при помощи бинокля и поисковых карт, а разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Невооруженным глазом планету можно увидеть в периоды новолуний на темном чистом небе, и такая возможность представится в первой половине месяца. Спутники Урана имеют блеск слабее 13m.

Нептун (7,9m, 2,3) движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея между звездами лямбда Aqr (3,7m) и сигма Aqr (4,8m). Планету можно наблюдать по вечерам (около 6 часов в средних широтах) в южной и юго-западной части неба невысоко над горизонтом. Для его поисков понадобится бинокль и звездные карты в КН на январь или Астрономическом календаре на 2015 год, а диск различим в телескоп от 100мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе). Фотографическим путем Нептун можно запечатлеть самым простым фотоаппаратом (даже неподвижным) с выдержкой снимка 10 секунд и более. Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13m.

Из комет, видимых в декабре с территории нашей страны, расчетный блеск около 10m и ярче будут иметь, по крайней мере, три кометы. Самая яркая комета месяца Catalina (C/2013 US10) поднимается к северу по созвездиям Девы и Волопаса с максимальным блеском 4,7m (доступна невооруженному глазу). Хвостатая странница наблюдается на ночном и утреннем небе, а лучшие условия ее видимости наступят в конце месяца, когда она сблизится до 1 градуса со звездой Арктур (+0,1m). Небесная гостья P/Kopff (22P) проделает на небе путь по созвездиям Стрельца и Козерога, а блеск кометы уменьшается за месяц от 10m до 11m. Еще одна периодическая комета P/Tempel (10P) перемещается к востоку близ P/Kopff (22P) по созвездиям Стрельца и Козерога, а блеск ее уменьшается от 10m до 11m.. Обе хвостатые странницы наблюдаются на вечернем небе низко над юго-западным горизонтом. Подробные сведения о других кометах месяца (с картами и прогнозами блеска) имеются на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений – на http://cometbase.net/ .

Среди астероидов самыми яркими в декабре будут Веста (7,5m) и Эвтерпа (8,5m). Веста движется по созвездию Кита, а Эвтерпа – по созвездию Близнецов. Оба астероида видны на ночном и вечернем небе. Максимальный блеск астероида Церера составит 9,2m (в созвездии Козерога), а астероида Евномия – 8,9m (в созвездии Пегаса). Карты путей этих и других астероидов (комет) даны в приложении к КН (файл mapkn122015.pdf). Сведения о покрытиях звезд астероидами на http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm .

Из относительно ярких (до 8m фот.) долгопериодических переменных звезд (наблюдаемых с территории России и СНГ) максимума блеска в этом месяце по данным AAVSO достигнут: RU LIB (8,1m) 1 декабря, RZ SCO (8,8m) 3 декабря, R HYA (4,5m) 4 декабря, X CET (8,8m) 4 декабря, V CNC (7,9m) 4 декабря, R ARI (8,2m) 6 декабря, R DRA (7,6m) 6 декабря, V CVN (6,8m) 6 декабря, U CAS (8,4m) 6 декабря, S MIC (9,0m) 8 декабря, RR OPH (8,9m) 9 декабря, RY OPH (8,2m) 10 декабря, V VIR (8,9m) 11 декабря, RY HER (9,0m) 13 декабря, Z CET (8,9m) 19 декабря, R VIR (6,9m) 21 декабря, S AQL (8,9m) 23 декабря, R OPH (7,6m) 24 декабря, T COL (7,5m) 24 декабря, S LIB (8,4m) 26 декабря, S SCL (6,7m) 28 декабря, S PYX (9,0m) 29 декабря, U ARI (8,1m) 31 декабря, S PEG (8,0m) 31 декабря. Больше сведений на http://www.aavso.org/ .

Среди основных метеорных потоков 9 декабря в максимуме действия окажутся Моноцеротиды (ZHR= 2) из созвездия Единорога. Луна в период максимума этого потока близка к новолунию и не будет помехой для наблюдений. 14 декабря максимума действия в 18 часов по всемирному времени достигнут Геминиды (ZHR= 120) из созвездия Тельца. Луна, в фазе близкой к новолунию, не помешает подсчету метеоров. 23 декабря в 02 часа 30 минут по всемирному времени максимума достигнут Урсиды (ZHR= 10) из созвездия Малой Медведицы. Но, на этот раз, Луна, в фазе близкой к полнолунию, будет сильной помехой в наблюдениях. Из других основных потоков активны Южные Тауриды из созвездия Тельца и Моноцеротиды  созвездия Единорога. Подробнее на http://www.imo.net