Наблюдения за звёздным небом в феврале 2017 года

Избранные астрономические события месяца (время московское):

Наблюдения за звёздным небом в декабре 2014 года1 февраля – сближение Марса, Венеры и Луны (Ф= 0,17+) до 5 градусов,
2 февраля – Луна (Ф= 0,3+) близ Урана,
4 февраля – Луна в фазе первой четверти,
5 февраля – покрытие звезд Гиад и Альдебарана Луной при фазе около 0,7+ (покрытие звезд Гиад видно в России и СНГ),
5 февраля – покрытие звезды HIP49762 (8.3m) из созвездия Секстанта астероидом 3451 Mentor при видимости в Западной Сибири и Казахстане,
6 февраля – Луна (Ф= 0,77+) в перигее,
6 февраля – Юпитер в стоянии с переходом от прямого движения к попятному,
7 февраля – Луна (Ф= 0,87+) в максимальном склонении,
11 февраля – полнолуние,
11 февраля – полутеневое лунное затмение (видимость на территории России и СНГ, кроме восточных районов),
11 февраля – покрытие Луной (Ф= 1,0) звезды Регул при видимости в Австралии и Антарктиде,
15 февраля – Луна (Ф= 0,8-) близ Юпитера и Спики,
18 февраля – астероид Ирена (9m) в противостоянии с Солнцем,
18 февраля – Луна в фазе последней четверти,
18 февраля – покрытие Луной (Ф = 0,54-) звезды гамма Весов с блеском 3,9m при видимости в Северной Америке,
18 февраля – Луна (Ф= 0,49-) в апогее,
20 февраля – долгопериодическая переменная звезда R Орла близ максимума блеска (5m),
20 февраля – Луна (Ф= 0,3-) близ Сатурна,
20 февраля – астероид Евномия (9m) в противостоянии с Солнцем,
21 февраля – Луна (Ф= 0,23-) в минимальном склонении,
22 февраля – астероид Метида (9m) в противостоянии с Солнцем,
23 февраля – долгопериодическая переменная звезда омикрон Кита (Мира) близ максимума блеска (4m),
26 февраля – долгопериодическая переменная звезда R Девы близ максимума блеска (5m),
26 февраля – Луна (Ф= 0,02-) близ Меркурия,
26 февраля – новолуние,
26 февраля – кольцеобразное солнечное затмение (видимость в Южной Америке и Африке),
26 февраля – долгопериодическая переменная звезда R Девы близ максимума блеска (6m),
26 февраля – покрытие Луной (Ф= 0,01+) Нептуна,
27 февраля – Марс проходит в полградуса севернее Урана,
28 февраля – Луна (Ф= 0,05+) близ Венеры, Марса, Урана и кометы Энке (!).

Солнце движется по созвездию Козерога до 16 февраля, а затем переходит в созвездие Водолея. Склонение центрального светила постепенно растет, а продолжительность дня быстро увеличивается, достигая к концу месяца 10 часов 38 минут на широте Москвы. Полуденная высота Солнца за месяц на этой широте увеличится с 17 до 26 градусов. Наблюдения пятен и других образований на поверхности дневного светила можно проводить практически в любой телескоп или бинокль и даже невооруженным глазом (если пятна достаточно крупные). Февраль – не лучший месяц для наблюдений Солнца, тем не менее, наблюдать центральное светило можно весь день, но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно обязательно (!!) проводить с применением солнечного фильтра (рекомендации по наблюдению Солнца имеются в журнале «Небосвод» http://astronet.ru/db/msg/1222232).

Луна начнет движение по февральскому небу в созвездии Рыб (южнее Венеры и Марса) при растущей фазе 0,15, посетив в этот же день созвездие Кита. Первый (а также завершающий) февральский вечер будет самым красочным в отношении видимости Луны и планет. Увеличив фазу до 0,28, молодой месяц 2 февраля вновь вступит в созвездие Рыб, где пройдет южнее Урана, а 3 февраля покроет астероид Цереру (видимость в северных широтах Земли). 3 февраля растущий серп еще раз посетит созвездие Кита, прежде чем около полуночи 4 февраля перейти в созвездие Овна при фазе 0,48, покрыв перед этим звезду мю Кита (4,3т) (видимость в Северной Америке и Западной Европе). 4 февраля Луна достигнет созвездия Тельца при фазе 0,55, а 5 февраля в очередной раз покроет звезды скопления Гиады и Альдебаран при фазе около 0,7 и близ перигея своей орбиты. Продолжив путь, ночное светило 7 февраля посетит созвездие Ориона при фазе более 0,8. В этот период Луна поднимается на наибольшую высоту над горизонтом. В созвездии Близнецов яркий лунный диск проведет с 7 по 9 февраля, а затем перейдет в созвездие Рака при фазе 0,96. Здесь лунный овал пробудет до 10 февраля, вступив в этот же день в созвездие Льва, и приняв здесь около полуночи 11 февраля (по всемирному времени) фазу полнолуния. В это полнолуние произойдет полутеневое лунное затмение (максимальная полутеневая фаза – 1,01), отлично видимое на Европейской части России и СНГ. Пройдя южнее Регула 11 февраля (покрытие звезды при видимости в Австралии и Антарктиде) при фазе около 1 ночное светило продолжит движение по просторам созвездия Льва до 13 февраля, когда достигнет созвездия Девы. Здесь 15 февраля Луна при фазе менее 0,8 пройдет севернее Юпитера и Спики, а на следующий день перейдет в созвездие Весов, где примет фазу последней четверти 18 февраля у границы с созвездием Скорпиона. В этот день произойдет покрытие звезды гамма Весов с блеском 3,9т (видимость в Северной Америке). Созвездие Скорпиона большой лунный серп покинет 19 февраля и начнет движение по созвездию Змееносца, красуясь на утреннем небе низко над горизонтом и постепенно уменьшая фазу. 21 февраля стареющий месяц пройдет севернее Сатурна и перейдет в созвездие Стрельца при фазе 0,3. Совершив почти трехдневное путешествие по Стрельцу, тонкий серп при фазе 0,1 перейдет в созвездие Козерога в конце дня 23 февраля. Пройдя севернее Меркурия 25 февраля, Луна вступит в созвездие Водолея, где 26 февраля примет фазу новолуния. В это новолуние произойдет кольцеобразное солнечное затмение при видимости кольцеобразной фазы в Южной Америке и Африке. Максимальная фаза затмения составит 0,992. На вечернем небе Луна появится 27 февраля (покрыв перед этим Нептун). Тонкий серп будет украшать вечернее небо остаток месяца, находясь при этом близ кометы Энке, Венеры, Марса и Урана (!), а завершит свой путь по зимнему небу у границы созвездий Рыб и Кита при фазе 0,07. Большие планеты Солнечной системы.

Большие планеты Солнечной системы.

Меркурий перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Стрельца, 6 февраля переходя в созвездие Козерога, а 24 февраля – созвездие Водолея. Планета находится на утреннем небе, но условия видимости для средних и северных широт неблагоприятны. Лишь в южных широтах страны можно наблюдать планету на фоне утренней зари. Элонгация Меркурия за месяц уменьшается с 20 до 7 градусов, и он исчезает в лучах заходящего Солнца даже для южных широт. Видимый диаметр быстрой планеты в течение месяца составляет около 5 угловых секунд при увеличивающемся блеске от -0,2т до -1,0т. Фаза увеличивается от 0,8 до 1, т.е. Меркурий при наблюдении в телескоп имеет вид диска. В мае 2016 года Меркурий прошел по диску Солнца, а следующее прохождение состоится 11 ноября 2019 года.

Венера движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Рыб, где проведет весь описываемый период. Вечерняя Звезда наблюдается в сумеречное время около 4 часов, но благодаря большой яркости (- 4,7т) и удалению от Солнца ее можно наблюдать невооруженным глазом даже в полуденное время. Следует отметить, что наблюдения Венеры в дневное время в телескоп имеют лучшую эффективность, чем после захода Солнца, т.к. отсутствует слепящий фактор из-за яркости нашей небесной соседки. Угловое расстояние планеты уменьшается за месяц от 45 до 33 градусов, видимый диаметр увеличивается от 31” до 47”, а фаза уменьшается от 0,40 до 0,17. Это означает, что в телескоп наблюдается уменьшающийся по толщине серп с одновременным увеличением видимого диаметра планеты и удлинением ее «рогов». К концу месяца Венера будет превосходить по видимым размерам все остальные планеты Солнечной системы.

Марс перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Рыб (недалеко от Венеры), 27 февраля сближаясь с Ураном до полградуса. Планета наблюдается в вечернее время над юго-западным горизонтом около четырех часов. Блеск планеты снижается от +1,1т до +1,3т, а видимый диаметр уменьшается от 5,1” до 4,6”. Марс постепенно удаляется от Земли, а возможность увидеть планету вблизи противостояния появится лишь в следующем году. Детали на поверхности планеты (крупные) визуально можно наблюдать в инструмент с диаметром объектива от 80 мм, и, кроме этого, фотографическим способом с последующей обработкой на компьютере.

Юпитер перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Девы (близ Спики), 6 февраля меняя движение на попятное. Газовый гигант наблюдается на ночном и утреннем небе, увеличивая продолжительность видимости почти до девяти часов к концу описываемого периода. Угловой диаметр самой большой планеты Солнечной системы увеличивается от 38,9” до 42,0” при блеске ярче -2т. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а в телескопы средней силы в условиях хорошей видимости можно наблюдать тени от спутников на диске планеты. Сведения о конфигурациях спутников – в данном КН. Сатурн перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Змееносца, в конце месяца переходя в созвездие Стрельца. Окольцованную планету можно найти на утреннем небе над юго-восточным горизонтом, а к концу месяца ее видимость увеличится почти до трех часов. Блеск планеты составляет около +0,5т при видимом диаметре около 16”. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан, а также некоторые другие наиболее яркие спутники. Видимые размеры кольца планеты составляют в среднем 40×16” при наклоне к наблюдателю 27 градусов (широкое раскрытие кольца).

Уран (5,9т, 3,4”.) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Рыб (близ звезды дзета Psc с блеском 5,2т). Планету можно наблюдать по вечерам в юго-западной части неба. Уран, вращающийся «на боку», легко обнаруживается при помощи бинокля и поисковых карт, а разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80 мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Невооруженным глазом планету можно увидеть в периоды новолуний на темном чистом небе, и такая возможность представится в начале и в конце месяца. Спутники Урана имеют блеск слабее 13т.

Нептун (7,9т, 2,3”) движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея близ звезды лямбда Aqr (3,7m). Планета видна на вечернем небе, но ее видимость заканчивается во второй половине месяца. Для поисков планеты понадобится бинокль и звездные карты из Астрономическом календаре на 2017 год, а диск различим в телескоп от 100 мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе). Продолжается серия покрытий Нептуна Луной (очередное покрытие 26 февраля). Фотографическим путем Нептун можно запечатлеть самым простым фотоаппаратом (даже неподвижным) с выдержкой снимка около 10 секунд. Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13т.

Из комет, видимых в феврале с территории нашей страны, расчетный блеск около 12т и ярче будут иметь четыре кометы: Энке, Johnson (С/2015 V2), P/Honda-Mrkos-Pajdusakova (45Р) и P/Tuttle-Giacobini-Kresak (4IP). Комета Энке при максимальном расчетном блеске ярче 6т движется по созвездию Рыб, комета P/Honda-Mrkos-Pajdusakova (45Р) за месяц проделает путь от созвездия Орла до созвездия Льва. Блеск кометы в первую половину месяца составляет около 8т. Небесная странница Johnson (С/2015 V2) перемещается к востоку по созвездиям Волопаса и Геркулеса, имея расчетный блеск около 10m. P/Tuttle- Giacobini-Kresak (4IP) при максимальном расчетном блеске Ют (в конце месяца) движется к северу у границы созвездий Рака и Льва. Подробные сведения о других кометах месяца (с картами и прогнозами блеска) имеются на http: //aerith. net/comet/weeklv/current. html , а результаты наблюдений – на http://cometbase.net/.

Среди астероидов самыми яркими в феврале будут Веста (6,5т), находящаяся близ противостояния, а также Церера, Метида, Ирена, Евномия и Амфитрита с максимальным блеском около 9т. Веста движется по созвездию Близнецов, Церера – по созвездию Рыб и Кита, Метида, Ирена и Амфитрита – по созвездию Льва, а Евномия – по созвездию Секстанта. Всего в феврале блеск Ют превысят семь астероидов. Карты путей астероидов и комет даны в приложении к КН (файл mapkn022017.pdf). Сведения о покрытиях звезд астероидами на http://asteroidoccultation.com/lndex.411.htm.

Из относительно ярких долгопериодических переменных звезд (наблюдаемых с территории России и СНГ) максимума блеска в этом месяце по данным AAVSO достигнут: ST SGR (9,0т) 2 февраля, Т LEP (8,3т) 3 февраля, R HER (8,8т) 4 февраля, S AQL (8,9т) 4 февраля, Т CEN (5,5т) 6 февраля, RU SGR (7,2т) 7 февраля, S PYX (9,0т) 13 февраля, X AUR (8,6т) 14 февраля, R GEM (7,1т) 14 февраля, Z PEG (8,4т) 21 февраля, W AND (7,4т) 20 февраля, R AQL (6,1т) 20 февраля, OMI СЕТ (3,4т) 23 февраля, U AUR (8,5т) 23 февраля, U PER (8,1т) 24 февраля, R VIR (6,9т) 26 февраля, RU SCO (9,0т) 27 февраля. Больше сведений на http://www.aavso.org/ .

Среди основных метеорных потоков 8 февраля в максимуме действия окажутся альфа-Центауриды (ZHR= 6) из созвездия Центавра. Следует иметь ввиду, что это – южный поток со склонением радианта -59 градусов. Подробнее на http://www.imo.net