Наблюдения за звёздным небом в июле 2015 года

Избранные астрономические события месяца: время московское = UT + 3 часа

Наблюдения за звёздным небом в сентябре 2014 года

1 июля и весь месяц – возможность появления серебристых облаков на сумеречном сегменте
средних широт,
1 июля – Венера проходит в 0,33 гр. южнее Юпитера,
6 июля – Земля в афелии (наименьший видимый диаметр Солнца 31,5 угл. мин.),
9 июля – покрытие Луной (Ф= 0,47) планеты Уран при видимости в Индийском океане и
Антарктиде,
12 июля – покрытие Луной (Ф= 0,12) звезды Альдебаран при видимости в Восточной Сибири,
на Дальнем Востоке,
15 июля – окончание утренней видимости Меркурия,
16 июля – окончание вечерней видимости Венеры (видимость днем),
16 июля – начало утренней видимости Марса,
16 июля – Меркурий проходит в 0,14 гр. южнее Марса,
18 июля – долгопериодическая переменная звезда R Змеи близ максимума блеска (6m),
19 июля – покрытие Луной (Ф= 0,09) Венеры при видимости в Австралии,
23 июля – Меркурий в соединении с Солнцем, 25 – астероид Церера в противостоянии
с Солнцем,
25 июля – Венера достигает стояния с переходом к попятному движению,
26 июля – Уран достигает стояния с переходом к попятному движению,
28 июля – долгопериодическая переменная звезда R Девы близ максимума блеска (6m),
30 июля – метеорный поток дельта-Аквариды достигает максимума действия (зенитное
часовое число – ZHR – 16).

Солнце с минимальным видимым диаметром движется по созвездию Близнецов до 20 июля, а затем переходит в созвездие Рака и остается в нем до конца месяца. Склонение дневного светила постепенно уменьшается, как и продолжительность дня, которая изменяется с 17 часов 29 минут в начале месяца до 16 часов 05 минут к его концу. Эти данные справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца в течение месяца уменьшится с 57 до 52 градусов. Вечерние астрономические сумерки сливаются с утренними до 22 июля, поэтому для средних широт глубокое звездное небо откроется лишь к концу июля. Для наблюдений Солнца июль один из самых благоприятных периодов в году. Наблюдения пятен и других образований на поверхности дневного светила можно проводить в телескоп или бинокль и даже невооруженным глазом (если пятна достаточно крупные). Визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно проводить (!!) с применением фильтра.

Луна начнет движение по июльскому небу в созвездии Змееносца около границы с созвездием Стрельца при фазе 0,98, почти достигнув фазы полнолуния, которую примет 2 июля, уже совершая трех дневных путь по созвездию Стрельца и наблюдаясь всю ночь низко над горизонтом. 3 июля ночное светило, ярко освещающее небо, перейдет в созвездие Козерога, постепенно уменьшая фазу. 5 июля Луна пересчет границу с созвездием Водолея, где 6 июля при фазе 0,77 сблизится с Нептуном. Утром следующего дня лунный овал перейдет в созвездие Рыб, постепенно наращивая высоту над горизонтом и увеличивая свое пребывание на ночном и утреннем небе. В этом созвездии Луна примет фазу последней четверти 8 июля, а 9 июля покроет Уран при фазе 0,47 при видимости на Мадагаскаре и в Антарктиде. На следующий день лунный серп посетит созвездие Кита, и перейдет в созвездие Овна, где пробудет до 11 июля, уменьшив фазу до 0,22. Перейдя в созвездие Тельца, уменьшающийся серп Луны будет красоваться на утреннем небе, а 12 июля достигнет звездного скопления Гиады, где покроет главную звезду созвездия Тельца Альдебаран при фазе 0,12 и видимости в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, Приморье и на Камчатке. Продолжив путь по небу середины лета, тонкий лунный серп 14 июля посетит созвездие Ориона, и в этот же день перейдет в созвездие Близнецов, где примет фазу новолуния 16 июля, пройдя перед этим южнее Меркурия и Марса. В созвездии Рака молодой месяц побывает 16 и 17 июля, а затем перейдет в созвездие Льва, где сблизится с Юпитером, Регулом, а затем покроет Венеру 19 июля при фазе 0,09. Зайдя традиционно в созвездие Секстанта, растущий серп достигнет созвездия Девы при фазе 0,22, по которому совершит почти четырехдневный путь, наблюдаясь низко над горизонтом на вечернем небе. Здесь Луна (Ф= 0,44) пройдет севернее Спики 23 июля, а на следующий день примет фазу первой четверти. С 24 по 26 июля лунный овал совершит путешествие по созвездию Весов, где 26 июля сблизится с Сатурном при фазе 0,71. Посетив ненадолго созвездие Скорпиона в конце дня 26 июля, Луна 27 июля перейдет в созвездие Змееносца, и пройдет здесь севернее Антареса при фазе 0,8. Границу с созвездием Стрельца яркий лунный диск пересечет 28 июля и пробудет в нем до 31 июля. В этот день лунный овал войдет в созвездие Козерога, где примет фазу полнолуния и закончит свой путь по июльскому небу.

Из больших планет Солнечной системы в июле будут наблюдаться все, а у любителей астрономии появится шанс увидеть планеты (и другие небесные объекты) в разные телескопы, если они посетят слет Южные ночи, проходящее в Крыму на базе Крымской астрофизической обсерватории с 12 июня по 4 июля. Морская часть мероприятия пройдет с 24 июня по 4 июля ( подробнее на www.astro-nochi.ru ).

Меркурий перемещается в одном направлении с Солнцем весь месяц, 23 июля проходя верхнее соединение с Солнцем. Планета до 7 июля движется по созвездию Тельца, до 9 июля – по созвездию Ориона, до 22 июля – по созвездию Близнецов, а остаток месяца проведет в созвездии Рака. Быстрая планета уменьшает элонгацию до 23 июля, переходя после соединения на вечернее небо, и увеличивая угловое удаление от Солнца до 9 градусов к концу описываемого периода. До середины месяца планета будет доступна для наблюдений на фоне утренней зари у восточного горизонта. Видимые размеры Меркурия за месяц уменьшаются от 7,0 до 5,0 с фазой, увеличивающейся от 0,52 до 1, а после соединения уменьшающейся до 0,95. Блеск планеты увеличивается от 0m до -2,2m до соединения, а затем уменьшается до -1,1m к концу июля. В телескоп можно наблюдать полудиск, за месячный период превращающийся в овал, а затем – в небольшой диск.

Венера имеет прямое движение в созвездии Льва, где в начале месяца сблизится до 20 угловых минут (!) с Юпитером. 25 июля планета проходит точку стояния, и начинает двигаться в обратном направлении южнее Регула, с которым максимально (до трех градусов) сблизится 19 июля. Интересно, что в этот же день Венеру покроет Луна при видимости в Австралии. Элонгация Венеры уменьшается за месяц от 42 до 24 градусов, в следствие чего ее видимость быстро уменьшается, и к середине июля Вечерняя Звезда утонет в лучах заходящего Солнца. Тем не менее, найти Венеру можно даже в дневное время невооруженным глазом, зная точные горизонтальные координаты светила. При наблюдении днем в телескоп или бинокль помните об опасности наведения инструмента на Солнце, в результате чего можно повредить зрение! Видимый диаметр планеты увеличивается за месяц от 32,3 до 52,1 при фазе 0,34 0,08 и блеске, уменьшающемся от -4,4m до -4,4m. В телескоп можно наблюдать белый серп без деталей, который со временем превращается тонкую яркую полуокружность.

Марс перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Близнецов, оставаясь в нем до конца месяца. Планета появится у восточного горизонта на фоне утренней зари средних широт страны после 20 июля. Блеск планеты придерживается значения +1,4m, а видимый диаметр – около 4.

Юпитер перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Льва, постепенно приближаясь к Регулу (альфа Льва) в конце месяца до 2,5 градусов. В самом начале месяца планета сблизится с Венерой до 20 угловых минут (в 8 градусах западнее Регула), и это будет весьма интересное зрелище на фоне вечерней зари. Газовый гигант наблюдается на вечернем небе около получаса в начале месяца, а к середине июля скрывается в лучах заходящего Солнца. Видимый диаметр самой большой планеты Солнечной системы постепенно уменьшается от 32,4 до 31,2 при блеске около -1,7m. Тем не менее, диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности хорошо видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника также видны уже в бинокль, а в телескоп можно наблюдать тени от спутников на диске планеты. Сведения о конфигурациях спутников – в данном КН. Обстоятельства покрытий спутников даются в еженедельном обзоре на http://www.astronet.ru/db/news/ .

Сатурн движется попятно по созвездию Весов (недалеко от границы с созвездием Скорпиона). Наблюдать Сатурн можно большую часть ночи, при кульминации на высоте 16 градусов на широте Москвы. Блеск Сатурна уменьшается от 0,2m до 0,4m при видимом диаметре 18,1 – 17,3. В небольшой телескоп можно наблюдать детали поверхности, кольцо и спутник Титан. Видимые размеры кольца планеты составляют в среднем 40х16.

Уран (5,8m, 3,5.) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Рыб (близ звезды дзета Psc с блеском 5,1m), 26 июля меняя движение на попятное. Планета наблюдается ночью и утром, увеличивая за месяц продолжительность видимости от 2 до 5 часов (в средних широтах). Уран, вращающийся на боку, легко обнаруживается при помощи бинокля и поисковых карт, а разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Невооруженным глазом планету можно увидеть в периоды новолуний на темном чистом небе, и такая возможность представиться в середине месяца. Спутники Урана имеют блеск слабее 13m.

Нептун (7,8m, 2,4) движется попятно по созвездию Водолея между звездами лямбда Aqr (3,7m) и сигма Aqr (4,8m). Планету можно наблюдать всю ночь (в течение 3 – 5 часов) в средних широтах. Для поисков Нептуна понадобится бинокль и звездные карты в КН на январь или Астрономическом календаре на 2015 год, а диск различим в телескоп от 100мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе). Невооруженным глазом планету можно наблюдать при исключительно благоприятных и особых условиях на грани видимости боковым зрением. Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13m.

Из комет в июле расчетный блеск 10m могут превысить пять комет. Самая яркая – PANSTARRS (C/2014 Q1) – проделает на северном небе путь по созвездиям Возничего, Близнецов, Рака, Льва и Секстанта, изменяя за месяц блеск от 4m до 7,5m. Лучшие условия ее видимости будут в начале и в конце июля. В начале месяца комета будет находиться недалеко от Солнца, хотя и в выгодном для северного полушария Земли положении (выше центрального светила). Небесную гостью можно попытаться обнаружить с помощью бинокля, как на утреннем, так и на вечернем небе (двойная видимость). Комета Catalina (C/2013 US10) за месяц увеличивает блеск от 9,5m до 7,7m, но опускается к югу по созвездиям Скульптора (близ альфа Южной Рыбы) и Феникса, становясь недоступной даже жителям южных районов страны. Самая долгая комета года Lovejoy (C/2014 Q2) перемещается к югу по созвездиям Малой Медведицы и Дракона. Ее блеск за месяц уменьшается от 9m до 10m, а видно ее все темное время, т.к. хвостатая странница не заходит за горизонт до северных широт порядка 20 – 30 градусов. Еще две кометы по расчетам должны увеличить яркость до 10m, но видимость этих небесных странниц до сих пор под вопросом. Комета P/SOHO (P/1999 R1) движется по созвездиям Гидры и Ворона к северо-западу (под созвездием Девы), увеличивая блеск от 11m до 9,2m. Эти созвездия видны в вечерние и ночные часы низко над горизонтом. Еще одна небесная гостья P/Machholz (141P) по расчетам должна быстро увеличивать блеск от 13m до 9,5m, перемещаясь к востоку по созвездиям Пегаса, Рыб, Треугольника и Персея, которые наблюдаются в ночные и утренние часы. Подробные сведения о других кометах месяца (с картами и прогнозами блеска) имеются на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений – на http://cometbase.net/ .

Среди астероидов самыми яркими в июле будут Веста (7,2m) и Церера (7,5m). Веста движется к востоку в созвездии Кита, а Церера – к юго-западу по созвездиям Микроскопа и Стрельца. Оба астероида видны на ночном небе. Из других астероидов следует отметить Палладу (9,5m) в созвездии Геркулеса и Евномию (9,7m), перемещающуюся по созвездиям Рыб и Пегаса. Карты путей этих и других астероидов (комет) даны в приложении к КН (файл mapkn072015.pdf). Сведения о покрытиях звезд астероидами на http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm .

Из относительно ярких (до 8m фот.) долгопериодических переменных звезд (наблюдаемых с территории России и СНГ) максимума блеска в этом месяце по данным AAVSO достигнут: RY OPH (8,2m) 12 июля, W CNC (8,2m) 15 июля, R SER (6,9m) 18 июля, R CAM (8,3m) 19 июля, W ERI (8,6m) 19 июля, X GEM (8,2m) 22 июля, RS HER (7,9m) 23 июля, X CEN (8,0m) 25 июля, T CEN (5,5m) 27 июля, RW AND (8,7m) 28 июля, R VIR (6,9m) 28 июля , R CNC (6,8m) 29 июля. Больше сведений на http://www.aavso.org/ .

Среди основных метеорных потоков 27 июля в созвездии Южной Рыбы максимума достигнут Южные Писциды (ZHR= 5). Максимум активности метеорного потока альфа-Каприкорниды (созвездие Козерога) наступит 29 июля (ZHR= 5), а 30 июля наибольшую активность проявят Южные дельта-Аквариды из созвездия Водолея с часовым числом, прогнозируемым для 2015 года от 16 метеоров. Для всех трех потоков Луна в фазе, близкой к полнолунию, к сожалению, помешает подсчету метеоров. Подробнее на http://www.imo.net

Оперативные сведения о небесных телах и явлениях имеются, например, на Астрофоруме http://www.astronomy.ru/forum/index.php и на форуме Старлаб http://www.starlab.ru/forumdisplay.php?f=58 .

Календарь наблюдателя на июль 2015 года