Наблюдения за звёздным небом в мае 2017 года

Избранные астрономические события месяца (время московское):

Наблюдения за звёздным небом в декабре 2014 года

1 мая – долгопериодическая переменная звезда R Льва близ максимума блеска (5m),
2 мая – Луна (Ф= 0,46+) проходит в 4 градусах южнее рассеянного звездного скопления Ясли (М44),
3 мая – Луна в фазе первой четверти,
4 мая – максимальна восточная либрация Луны (лучшее время для наблюдения Моря Кризисов),
4 мая – покрытие Луной (Ф= 0,64+) звезды Регул при видимости в Австралии и акватории Тихого и Индийского океанов,
5 мая – Луна (Ф= 0,7+) в восходящем узле своей орбиты,
5 мая – Марс проходит в 6 градусах севернее Альдебарана,
6 мая – максимум действия метеорного потока эта-Аквариды (часовое число – 40 метеоров),
7 мая – Луна (Ф= 0,92+) близ Юпитера,
9 мая – Меркурий в соединении с Ураном,
10 мая – Луна в фазе полнолуния,
11 мая – максимальная южная либрация Луны (возможность наблюдения южного полюса Луны),
12 мая – Луна (Ф= 0,96-) в апогее своей орбиты на расстоянии 406210 км. от центра Земли,
13 мая – Луна (Ф=0,92-) близ Сатурна,
14 мая – максимальное южное склонение Луны (-19,2 градуса),
17 мая – Меркурий в максимальной утренней (западной) элонгации: (26 градусов),
19 мая – Луна в фазе последней четверти,
19 мая – Луна (Ф= 0,5-) в нисходящем узле своей орбиты,
20 мая – максимальная западная либрация Луны (лучшее время для наблюдения кратера Гримальди),
20 мая – покрытие Луной (Ф= 0,38-) Нептуна при видимости в Африке и акватории Атлантического и Индийского океанов,
22 мая – Луна (Ф= 0,15-) близ Венеры,
23 мая – долгопериодическая переменная звезда RT Лебедя близ максимума блеска (6m),
23 мая – Луна (Ф= 0,1-) близ Урана,
24 мая – Луна (Ф= 0,05-) близ Меркурия,
25 мая – максимальная северная либрация Луны (возможность наблюдения северного полюса Луны),
25 мая – Луна в фазе новолуния,
26 мая – Луна (Ф= 0,0) в перигее своей орбиты на расстоянии 357210 км. от центра Земли (ближайшая Луна в 2017 году),
26 мая – покрытие Луной (Ф= 0,0) звезды Альдебаран (не видно),
27 мая – Луна (Ф= 0,05+ близ Марса,
27 мая – максимальное северное склонение Луны (+19,3 градуса),
29 мая – долгопериодическая переменная звезда S Геркулеса близ максимума блеска (6m),
30 мая – Луна (Ф= 0,25+) проходит в 4.градусах южнее рассеянного звездного скопления Ясли (М44),
31 мая – Луна (Ф= 0,35+) в восходящем узле орбиты,
31 мая – покрытие Луной (Ф= 0,41+) Регула при видимости в Африке и акватории Атлантического и Индийского океанов.

Солнце движется по созвездию Овна до 14 мая, а затем переходит в созвездие Тельца и остается в нем до конца месяца. Склонение дневного светила постепенно увеличивается, а продолжительность дня быстро растет от 15 часов 23 минут в начале месяца до 17 часов 09 минут в конце мая. С 22 мая в вечерние астрономические сумерки сливаются с утренними (до 22 июля). Эти данные справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца за май месяц возрастет с 49 до 56 градусов. Чем выше к северу, тем продолжительность ночи короче. На широте Мурманска, например, темное небо можно будет наблюдать лишь в конце лета. Наблюдения пятен и других образований на поверхности дневного светила можно проводить в телескоп или бинокль и даже невооруженным глазом (если пятна достаточно крупные). Но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно обязательно (!!) проводить с применением солнечного фильтра (рекомендации по наблюдению Солнца имеются в журнале «Небосвод» http://astronet.ш/db/msg/1222232).

Луна начнет движение по майскому небу при фазе 0,27+ в созвездии Близнецов. В этот период Луна поднимается на наибольшую высоту над горизонтом. 2 мая лунный серп при фазе 0,37+ перейдет в созвездие Рака, где примет фазу первой четверти 3 мая. В этот же день лунный полудиск перейдет в созвездие Льва, где пройдет южнее Регула 4 мая при фазе 0,64+ (покрытие звезды при видимости в .Австралии и акватории Тихого и Индийского океанов). Затем ночное светило продолжит движение по просторам созвездия Льва до 6 мая, когда вступит в созвездие Девы (Ф= 0,8+). В этом созвездии Луна 8 мая пройдет севернее Юпитера при фазе 0,92 и устремится к созвездию Весов, в которое войдет 9 мая. Здесь 10 мая яркая Луна примет фазу полнолуния, а 12 мая посетит в созвездие Скорпиона, пройдя в этот день апогей орбиты. 12 и 13 мая Луна будет перемещаться по созвездию Змееносца, красуясь на ночном небе низко над горизонтом и постепенно уменьшая фазу. 14 мая ночное светило будет находиться близ Сатурна при фазе около 0,9-, начав путь по созвездию Стрельца, который продлится до 16 мая. В этот день лунный овал при фазе близкой к 0,7- перейдет в созвездие Козерога и пробудет здесь до 19 мая, перейдя в созвездие Водолея. В этот день Луна примет фазу последней четверти и устремится к Нептуну, который покроет при фазе 0,38- при видимости в Африке и акватории Атлантического и Индийского океанов. Границу созвездия Рыб лунный серп (Ф= 0,27-) пересечет 21 мая, а 22 мая посетит созвездие Кита, пройдя южнее Венеры при фазе около 0,15-. 23 мая тонкий стареющий месяц сблизится с Ураном (в созвездии Рыб), а на следующий день – с Меркурием (вновь в созвездии Кита). Зайдя ненадолго в созвездие Овна 24 мая, Луна перейдет в созвездие Тельца и примет здесь фазу новолуния. На вечернем небе Луна появится в созвездии Тельца 26 мая (находясь близ перигея своей орбиты), покрыв перед этим Гиады и .Альдебаран. Но эти покрытия не наблюдаемы ввиду близости к дневному светилу. Вечером 27 мая молодой месяц будет украшать западное небо близ Марса, посетив затем созвездие Ориона. 28 и 29 мая Луна будет находиться в созвездии Близнецов, увеличив фазу почти до 0,2+. Совершив путешествие по созвездию Рака, лунный серп 31 мая вступит в созвездие Льва при фазе около 0,3+. Здесь Луна при фазе 0,41+ второй раз за месяц покроет Регул при видимости в Африке и акватории Атлантического и Индийского океанов и закончит свой путь по весеннему небу в созвездии Льва при фазе 0,44+.

Большие планеты Солнечной системы.

Меркурий движется по созвездиям Рыб, Кита и Овна. 2 мая в созвездии Рыб планета проходит точку стояния с переходом к прямому движению. У Меркурия идет период утренней видимости, но из-за малого угла наклона эклиптики к горизонту он не виден в средних, а тем более в северных широтах. Элонгация Меркурия 18 мая достигает 26 градусов к западу, но даже при таком угловом удалении от Солнца найти его на утреннем небе можно будет только в южных широтах страны. Блеск планеты увеличивается за месяц от +2,5т до -0,3т, видимый диаметр уменьшается от 11 до 6 угловых секунд, а фаза увеличивается от 0,1 до 0,64, т.е. Меркурий при наблюдении в телескоп имеет вид серпа, превращающегося в полудиск, а затем в овал с уменьшением видимого диаметра. К концу месяца Меркурий уменьшает элонгацию до 22 градусов, и еще виден на юге страны. В мае 2016 года Меркурий прошел по диску Солнца, а следующее прохождение состоится 11 ноября 2019 года.

Венера движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Рыб, где проведет весь описываемый период. Утренняя Звезда наблюдается в сумеречное время, но благодаря большой яркости (-4,6т) и удалению от Солнца ее можно наблюдать невооруженным глазом даже в полуденное время. Следует отметить, что наблюдения Венеры в дневное время в телескоп имеют лучшую эффективность, чем до восхода Солнца, т.к. отсутствует слепящий фактор из-за яркости нашей небесной соседки. Угловое расстояние планеты увеличивается от 40 до 46 градусов. Видимый диаметр Венеры уменьшается от 38” до 25”, а фаза увеличивается от 0,27 до 0,48. Это означает, что в телескоп наблюдается увеличивающийся по толщине серп с одновременным уменьшением видимого диаметра планеты.

Марс имеет прямое движение и перемещается по созвездию Тельца, постепенно уменьшая угловое расстояние от Солнца. Планета наблюдается в вечернее время над западным горизонтом около одного часа. Блеск планеты придерживается значения +1,6т, а видимый диаметр – 3,8”. Марс постепенно удаляется от Земли, а возможность увидеть планету вблизи противостояния появится лишь в следующем году.

Юпитер перемещается попятно по созвездию Девы (близ Спики), находясь близ противостояния с Солнцем. Газовый гигант наблюдается всю ночь при продолжительности видимости около 6 часов. Угловой диаметр самой большой планеты Солнечной системы уменьшается до 40,8” при блеске -2,2т. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а в телескопы средней силы в условиях хорошей видимости можно наблюдать тени от спутников на диске планеты. Сведения о конфигурациях спутников – в данном КН. Сатурн перемещается попятно по созвездию Стрельца. Окольцованную планету можно найти на ночном и утреннем небе над юго-восточным и южным горизонтом, а ее видимость составляет более четырех часов. Блеск планеты придерживается значения +0,2т при видимом диаметре более 18”. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан, а также некоторые другие наиболее яркие спутники. Видимые размеры кольца планеты составляют в среднем 40×16” при наклоне к наблюдателю 26 градусов.

Уран (5,9т, 3,4”) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Рыб (близ звезды омиерон Psc). Планету можно будет наблюдать в утренних сумерках в конце месяцв. Уран, вращающийся «на боку», обнаруживается при помощи бинокля и поисковых карт, а разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80 мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Невооруженным глазом планету можно увидеть в периоды новолуний на темном чистом небе, но такая возможность представится лишь в конце лета, осенью и зимой. Спутники Урана имеют блеск слабее 13т.

Нептун (7,9т, 2,3”) движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея близ звезды лямбда Aqr (3,7m). Планета видна на утреннем небе, но чем севернее, тем условия ее наблюдений хуже. Для поисков планеты понадобится бинокль и звездные карты в Астрономическом календаре на 2017 год, а диск различим в телескоп от 100 мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе). Продолжается серия покрытий Нептуна Луной (очередное покрытие 20 мая). Фотографическим путем Нептун можно запечатлеть самым простым фотоаппаратом (даже неподвижным) с выдержкой снимка около 10 секунд. Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13т.

Из комет, видимых мае с территории нашей страны, расчетный блеск около Ют и ярче будут иметь три кометы: Johnson (С/2015 V2), P/Tuttle-Giacobini-Kresak (41Р) и PANSTARRS (С/2015 ER61). Небесная странница Johnson (С/2015 V2) перемещается по созвездиям Геркулеса и Волопаса, имея расчетный блеск около 7m. P/Tuttle-Giacobini-Kresak (4IP) при максимальном расчетном блеске около 8т движется по созвездиям Геркулеса и Лиры. PANSTARRS (С/2015 ER61) весь месяц будет находиться в созвездия Рыб. Расчетный блеск может не совпадать с реальным. Подробные сведения о других кометах месяца (с картами и прогнозами блеска) имеются на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений – на http://cometbase.net/.

Среди астероидов самыми яркими в мае будут Веста (7,9т) и 1Дерера (8,5т). Веста движется по созвездию Рака, а 1Дерера – по созвездиям Тельца. Всего в мае блеск Ют превысят 4 астероида. Карты путей этих и других астероидов (комет) даны в приложении к КН (файл mapkn052017.pdf). Сведения о покрытиях звезд астероидами на http://asteroidoccultation.com/Index.Ail.htm .

Из относительно ярких долгопериодических переменных звезд (наблюдаемых с территории России и СНГ) максимума блеска в этом месяце (по данным календаря-памятки Федора Шарова, источник – AAVSO) достигнут: R Льва 5.8m – 1 мая, W Лиры 7.9т – 1 мая, X Жирафа 8.1т – 3 мая, R Малого Пса 8.0т – 3 мая, RS Геркулеса 7.9т – 4 мая, X Единорога 7.4т – 6 мая, Т Центавра 5.5т – 7 мая, V Змееносца 7.5т – 9 мая, R Тельца 8.6т – 9 мая, R Зайца 6.8т – 10 мая, V Пегаса 8.7т – 15 мая, RV Орла 9.0т – 16 мая, S Малого Льва 8.6т –     19 мая, R Микроскопа 9.2т – 19 мая, X Кита 8.8т – 19 мая, V Кассиопеи 7.9т – 19 мая, R Лисички 8.1т- 21 мая, X Гидры 8.4т – 22 мая, S Ориона 8.4т – 23 мая, RT Лебедя 7.3т – 23 мая, V Рака 7.9т – 28 мая, S Геркулеса 7.6т – 29 мая. Больше сведений на http://www,aavso.org/ .

Среди основных метеорных потоков 6 мая в 2 часа по всемирному времени максимума действия достигнут эта-Аквариды (ZHR= 40) из созвездия Водолея. Луна в период максимума этого потока имеет фазу, близкую к полнолунию, поэтому условия наблюдений потока в этом году неблагоприятны. Подробнее на http://www,imo.net