Космический следопыт: открытия телескопа “Кеплер”

Космический телескоп “Кеплер” был запущен в марте 2009 года и обращается вокруг Солнца с периодом в 372,5 дней. Задача телескопа – наблюдать за светом примерно 150 тысяч звезд, чтобы отследить тот момент, когда звезда “мигнет”. Это означает, что между ней и телескопом прошло небесное тело, вероятно, планета. По мерцанию света звезды можно определить период обращения планеты вокруг нее, ее приблизительный размер и некоторые другие характеристики. Однако для того, чтобы подтвердить статус планеты для каждого объекта нужны дополнительные наблюдения при помощи других телескопов.

"Кеплер"© EPA/NASA/Ames/JPL-Caltech

Первая скалистая планета

Первые результаты работы телескопа ученые получили через несколько месяцев после его запуска. Тогда “Кеплер” нашел пять потенциальных экзопланет: Kepler 4b, 5b, 6b, 7b и 8b – “горячих Юпитеров”, на которых не может существовать жизнь.

В августе 2010 года ученые подтвердили обнаружение первой планетой системы с более чем одной, а точнее тремя планетами, обращающимися вокруг звезды – Kepler-9.

В январе 2011 года NASA сообщило об обнаружении “Кеплером” первой скалистой планеты, Kepler-10b, размером примерно в 1,4 земного. Однако эта планета оказалась слишком близко к своей звезде для того, чтобы на ней могла существовать жизнь, – в 20 раз ближе, чем Меркурий к Солнцу.

Рассуждая о возможности существования жизни астрономы используют выражение “зона жизни” или “обитаемая зона”. Так называют расстояние от звезды, при котором на ней не слишком жарко и не слишком холодно для существования жидкой воды на поверхности.

Тысячи новых планет

В феврале того же года ученые обнародовали результаты “Кеплера” за 2009 год – список из 1235 кандидатов в экзопланеты. Из них 68 – примерно земного размера (5 из них – в зоне жизни), 288 – размером больше Земли, 662 – размером с Нептун, 165 – размером с Юпитер и 19 – больше Юпитера. Кроме того, тогда же было объявлено об обнаружении звезды (Kepler-11) с шестью обращающимися вокруг нее планетами размером больше земного.

В сентябре ученые сообщили, что “Кеплер” обнаружил планету (Kepler-16b), которая обращается вокруг двойной звезды, то есть у нее сразу два солнца.

К декабрю 2011 года количество обнаруженных “Кеплером” экзопланет-кандидатов выросло до 2326, 207 – примерно земного размера, 680 – размером больше Земли, 1181 – размером с Нептун, 203 – размером с Юпитер, 55 – больше Юпитера. Тогда же NASA сообщило об открытии первой планеты в зоне жизни возле звезды, похожей на Солнце, Kepler-22b. Размером она в 2,4 раза превышала Землю. Она стала первой подтвержденной планетой в обитаемой зоне.

Чуть позже в декабре того же года ученые заявили об открытии экзопланет земного размера, Kepler-20e и Kepler-20f, общающихся вокруг звезды, сходной с Солнцем, хотя и слишком близко к нему, чтобы попасть в зону жизни.

В январе 2013 года NASA сообщило о том, что список кандидатов в экзопланеты пополнился еще 461 новыми планетами. Четыре из них по своим размерам не превосходили Землю в два раза и при этом находились в зоне жизни своих звезд. В апреле ученые сообщили об открытии двух планетарных систем, в которых три планеты размеров больше земного находились в обитаемой зоне. Всего системе звезды Kepler-62 было пять планет, в системе Kepler-69 – две.

Телескоп выходит из строя…

В мае 2013 у телескопа вышел из строя второй из четырех гиродинов – устройств, необходимых ему для ориентации и стабилизации. Без возможности удерживать телескоп в устойчивом положении продолжать “охоту” за экзопланетами стало невозможно. Однако список экзопланет по мере анализа данных, накопленных за время работы телескопа, продолжал пополняться. Так, в июле 2013 года, в списке потенциальных экзопланет стало уже 3277 кандидатов.

В апреле 2014 года ученые впервые сообщили об обнаружении планеты земного размера, Kepler-186f, в обитаемой зоне звезды. Она находится в созвездии Лебедя, в 500 световых лет от нас. Вместе с тремя другими планетами  Kepler-186f обращается вокруг красного карлика в два раза меньшего, чем наше Солнце.

…но продолжает работу

В мае 2014 года NASA объявило о продолжении работы телескопа, починить его полностью не удалось, однако ученые нашли способ компенсировать поломку, используя давление солнечного ветра на аппарат. В декабре 2014 года телескоп, работающий в новом режиме, смог обнаружить первую экзопланету.

В начале 2015 года число планет-кандидатов в списке “Кеплера” достигло 4175, а число подтвержденных экзопланет составило тысячу. Среди свежеподтвержденных планет оказались Kepler-438b и Kepler-442b. Kepler-438b находится в 475 световых годах от нас и на 12% больше, чем Земля, Kepler-442b – в 1100 световых годах от нас и на 33% больше Земли. Они обращаются в обитаемой зоне звезд меньшего размера и более холодных, чем Солнце.

Тогда же NASA сообщило об обнаружении “Кеплером” самой древней известной планетной системы возрастом 11 миллиардов лет. В ней вокруг звезды Kepler-444 обращаются пять планет размером меньше Земли. Звезда на четверть меньше нашего Солнца и холоднее, она находится в 117 световых годах от Земли.

23 июля 2015 года ученые сообщили о новой порции планет-кандидатов, добавленных в каталог “Кеплера”. Теперь их число составляет 4696, а количество подтвержденных планет – 1030, среди них 12 планет не превышают размер Земли более, чем в два раза и находятся в зоне жизни своих звезд. Одна из них, Kepler 452b, находится от Земли на расстоянии 1400 световых лет и обращается вокруг звезды, которая на 4% массивнее и на 10% ярче Солнца.