Открыта самая компактная двойная сверхмассивная черная дыра

Двойная сверхмассивная черная дыра в центре спиральной галактики NGC 7674 в созвездии Пегаса, что на расстоянии около 400 миллионов световых лет от Земли, вероятно, окажется самой компактной из известных ученым сверхмассивных черных дыр.

Двойная черная дыраДвойная черная дыра
© NASA, ESA, G. Bacon (STScI)

По словам профессора Дэвида Мерритта (David Merritt) из Рочестерского технологического института, расстояние между двумя черными дырами в системе составляет менее одного светового года. Мэрритт подчеркнул, что это минимальное расстояние между компонентами двойной черной дыры, которое удавалось когда-либо обнаружить посредством прямой визуализации. Объединенная масса двух черных дыр примерно в 40 миллионов раз превышает массу Солнца, а орбитальный период двоичной системы составляет около 100 000 лет.

Исследовать эту черную дыру ученые смогли при помощи радиоинтеферометрии со сверхдлинной базой (very long baseline interferometry, VLBI). В таком случае радиотелескопы, находящиеся на разных континентах Земли, работают согласованно, образуя единый исследовательский прибор – радиоинтерферометр. В результате астрономы добиваются углового разрешения, примерно в 10 миллионов раз превышающего угловое разрешение человеческого глаза. Сведя воедино и обработав полученные от радиотелескопов данные, астрономы пришли к выводу, что в центре NGC 7674 присутствуют два компактных источника радиоизлучения, характерного для черных дыр, которые аккрецируют газ.

Ранее было известно, что галактика NGC 7674 представляет собой источник мощного излучения в радиодиапазоне по сравнению с большинством других галактик. Для ее радиоизлучения было характерно наличие особой формы джетов – тонких вытянутых структур, связывающих компактное ядро радиогалактики с внешними областями. Она получила название Z-форма. Уже высказывалось предположение, что Z-форма джетов может быть связана с прецессией оси вращения галактики, вызванной двойной черной дырой. Нынешнее открытие подтверждает эту гипотезу.

Исследование опубликовано в журнале Nature Astronomy