Рентген помог ученым застать черную дыру-“киллера” в момент убийства

РИА Новости. Астрономам впервые удалось “промотать” время назад и  проследить за тем, как сверхмассивная черная дыра в центре далекой галактики Swift J1644+57 захватила и разорвала на части звезду, пробудившись после долгой спячки, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

Так художник представил себе разрыв звезды на части черной дырой в галактике Swift J1644+57Так художник представил себе разрыв звезды на части черной дырой
в галактике Swift J1644+57
© NASA/Swift/Aurore Simonnet, Sonoma State University

“Большая часть случаев, когда черная дыра разрывает звезды на части, не сопровождается мощной вспышкой в рентгеновском диапазоне. Есть всего три исключения из этой закономерности, и наша вспышка – первая, которую мы смогли поймать во время ее пика. Нам очень повезло, что эта вспышка раскрыла столько всего нового о том, как черные дыры убивают звезды”, — заявила Эрин Кара (Erin Kara) из университета Мэриленда в Колледж-Парке (США).

По ее словам, данная вспышка была впервые обнаружена телескопом Swift в 2011 году во время наблюдений за галактикой Swift J1644+57, расположенной в созвездии Дракона на расстоянии в 3,4 миллиарда световых лет от Земли. До марта черная дыра в ее центре вела себя спокойно, однако в конце месяца она внезапно пробудилась, порвав на части и поглотив останки достаточно большой звезды.

За этим событием наблюдали крупнейшие рентгеновские и радиотелескопы Земли, однако начало вспышки оставалось относительно слабо изученным. Кара и ее коллеги из НАСА и университета Мэриленда смогли исправить этот недочет, “перемотав” время назад при помощи необычного космического феномена, которое можно назвать рентгеновским аналогом “эха”.

Как объясняют ученые, многие объекты в космосе, в том числе облака газа, пыли и даже потоки горячей плазмы, выплевываемые черными дырами, часто могут играть роль своеобразного “зеркала”, от которого будет отражаться свет, возникший в ходе различных событий, в том числе и таких катастроф, как разрыв звезды на части черной дырой.

К примеру, если такое космическое “зеркало” находится далеко за гибнущей звездой, то тогда жители Земли просмотрят “фильм ужасов” о ее смерти не один, а два или более раз благодаря отражениям вспышки, которые будут достигать Земли заметно позже “премьеры”.

Руководствуясь этой идеей, Кара и ее коллеги искали следы подобного рентгеновского “эхо” от гибели звезды в данных, которые собирали орбитальные телескопы Swift, XMM-Newton и “Сузаку” во время наблюдений за галактикой Swift J1644+57 в последующие дни, месяцы и годы после марта 2011 года.

Оказалось, что подобное эхо действительно присутствовало в результатах наблюдений, что позволило авторам статьи изучить самые первые стадии разрушения звезды и формирования внутренней части диска аккреции – толстого “бублика” из материи бывшего светила, который вращается вокруг черной дыры и постепенно поедается ей.

К примеру, астрономы выяснили, что рентгеновская вспышка была порождена небольшим сегментом во внутренней части этого “бублика”, которая разогрелась для достаточно высоких температур, чтобы атомы металлов в останках звезды начали испускать рентген и гамма-кванты.

Подобное открытие стало полной неожиданностью для астрофизиков, так как они считали, что источником рентгена и гамма-излучения являются джеты – узкие пучки из горячей плазмы, “выплевываемые” черной дырой, движущиеся с околосветовыми скоростями. По всей видимости, астрономам придется потратить много времени, чтобы понять, почему это происходит и почему другой класс черных дыр, так называемые блазары, вырабатывают рентген именно в джетах.