Российские биохимики разработали лекарство от рассеянного склероза

Команда ученых из Института биоорганической химии РАН, компаний «Фармасинтез» и Xenetic и Санкт-Петербургского городского центра по лечению рассеянного склероза №31 создала препарат для лечения тяжелого нейродегенеративного заболевания.

Поперечный разрез аксона в миелиновой оболочке под электронным микроскопомПоперечный разрез аксона в миелиновой оболочке под электронным микроскопом
© Roadnottaken / Wikipedia

При рассеянном склерозе повреждаются миелиновые защитные оболочки нервных волокон. Это происходит из-за нарушений в работе иммунной системы. Без оболочки из белка миелина скорость нервного импульса уменьшается в 5—10 раз. Рассеянный склероз приводит к параличу черепных нервов, изменению поведения, неврозам. По оценке Международной федерации рассеянного склероза, в 2013 году от болезни страдали 150 тысяч россиян.

Ученые из ИБХ РАН разработали препарат, который доставляет миелин к поврежденным нервам с помощью микроскопических жировых пузырьков. Исследователи отобрали три фрагмента белка: один из них обладает терапевтическим эффектом на начальных этапах развития болезни, а два других предотвращают развитие патологии на стадии ремиссии. Самым эффективным оказалось совместное введение всех трех фрагментов внутри жировых пузырьков.

Препарат прошел доклинические испытания на крысах, больных экспериментальным аутоиммунным энцефаломиелитом, который так же, как и склероз, повреждает миелиновую оболочку нервных клеток. После — две стадии клинических испытаний, уже на людях. Если препарат пройдет третью стадию, им можно будет лечить больных.