Сверхмассивные черные дыры могут «стерилизовать» целые галактики

Считается, что в активных центрах крупных галактик находятся самые крупные – сверхмассивные – черные дыры, способные набирать многие миллионы и даже миллиарды масс Солнца. Вопреки принятому представлению, со стороны они совсем не так «черны».

Похоже, астрономы недооценивали истинные масштабы этого «космического ветра». Прежде его наблюдали и в рентгеновском, и в инфракрасном диапазонах, но недавно такую работу впервые удалось проделать в рамках одной и той же галактики, одной и той же сверхмассивной черной дыры. Наблюдения за галактикой IRAS F11119+3257, черная дыра в центре которой достигает 16 млн солнечных масс, были проведены с помощью японского телескопа Suzaku (рентген) и европейского Herschel (ИК).

Окрестности черной дыры IRAS F11119+3257 сияют, как триллион солнц, – столь мощное излучение создают движение и трение мириад частиц, выбрасываемых прочь. Скорость этого ветра, по новым данным, достигает 1/4 световой – понятно, что чем ближе к дыре, тем она выше. Однако масштабы потока вещества, наоборот, растут с удалением от нее. Если в непосредственной близости от центральной дыры он уносит материи примерно на одну солнечную массу в год, далее эта цифра увеличивается в сотни раз. Этот поток фактически опустошает все центральные области галактики, лишая ее способности производить новые звезды.