У Солнца, возможно, есть брат-близнец

Астрономы нашли новое подтверждение гипотезе, согласно которой большинство звезд рождаются парами. Наше Солнце, возможно, не исключение. Ученые изучили данные, полученные радиотелескопом VLA (Very Large Array) при наблюдениях за областью в районе созвездия Персея. В огромном молекулярном облаке VLA обнаружил настоящие ясли: серию звезд класса 0 (то есть младенцев возрастом менее полумиллиона лет) и звезд класса 1 возрастом около одного миллиона лет.

Кластер NGC 1333 в молекулярном облаке ПерсеяКластер NGC 1333 в молекулярном облаке Персея
© NASA / JPL-Caltech / R. A. Gutermuth (Harvard-Smithsonian CfA)

По словам соавтора работы Стивена Сталера из Калифорнийского университета в Беркли, для такого расположения молодых звезд подошла только статистическая модель, которая предполагает, что звезды рождаются «широкими» парами — когда расстояние между звездами достигает 500 и более астрономических единиц.

Гипотеза эта появилась не впервые: ученые давно подозревают, что звезды рождаются парами или триплетами с тем, чтобы впоследствии либо слиться между собой, либо разбежаться. Что же до нашего Солнца, то, как известно, ближайшая к нему звезда проксима Центавра находится от него на расстоянии 268,770 астрономических единиц и на роль брата-близнеца никак не подходит.

Однако существует гипотеза, согласно которой у Солнца есть темный звездообразный сосед, которому Солнце не оставило достаточно материала, чтобы вырасти и зажечься настоящей звездой. Эту гипотезу выдвинул 33 года назад американский астроном Ричард Мюллер. Он предположил, что неподалеку от нас, на расстоянии полутора световых лет, существует красный или коричневый карлик (ему впоследствии дали имя Немезис), который периодически проходит сквозь окраины Солнечной системы, возмущая облако Оорта и влияя на поток комет от него во внутренние пределы Солнечной системы. По мысли Мюллера, это могло бы объяснить регулярные, с периодом в 26 миллионов лет, вымирания на Земле, в том числе и то, в результате которого погибли все динозавры, а также растянутую орбиту Седны, вращающейся за орбитой Нептуна.

Статья с результатами наблюдений принята к публикации в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society