Ученые нашли следы существования ледникового периода на Марсе

РИА Новости. Радарные снимки полярных шапок Марса указывают на то, что примерно 375 тысяч лет назад на красной планете закончился ледниковый период, из которого планета постепенно выходит сегодня, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

“Климат на Марсе меняется гораздо сильнее, чем на Земле, так как его ось вращения “качается” заметно больше, чем у нашей планеты. Поэтому в прошлом Марс мог выглядеть совсем не так, каким мы его видим сегодня”, — считает Айзек Смит (Isaac Smith) из Юго-Восточного исследовательского института в Боулдере (США).

Анализируя данные, собранные инструментами зонда MRO при изучении залежей водяного льда на северном полюсе красной планеты, Смит и его коллеги обнаружили, что в относительно недавнем прошлом на Марсе царил ледниковый период, от которого он постепенно “оттаивает”.

Как объясняют ученые, ледниковые периоды на планете наступают не тогда, когда на полюсах холодно, а наоборот, когда там тепло, так как относительно теплый климат способствует формированию мобильных залежей льда и их “перетеканию” в средние широты Марса. Во время межледниковья на полюсах, наоборот, царит холод, способствующий росту массы и объема льдов за счет воды, испаряющейся в средних широтах.

Наступление льдов в “теплые” периоды и их отступление в “холодные” времена, по словам Смита, должно оставлять следы на поверхности Марса, заметные для радаров и оптических инструментов орбитальных зондов. Кроме того, следы движения и отступления ледников можно найти в самих льдах на полюсе, вычислив скорость, с которой они накапливались или накапливаются.

Проанализировав сотни радарных снимков с MRO и фотографии, полученные зондами из серии “Викинг” более 35 лет назад, авторы статьи пришли к выводу, что Марс относительно недавно, около 370-375 тысяч лет назад, находился в “плену” ледникового периода.

За время отступления ледников на полюсах Марса, по расчетам планетологов, накопилось свыше 87 тысяч кубических метров водяного льда, этого хватило бы для того, чтобы покрыть всю поверхность красной планеты слоем воды толщиной в 60 сантиметров. Такие водяные запасы стали неожиданностью для ученых, которые ожидали увидеть в три раза меньше льда, чем показывают данные с инструментов MRO.

По словам Смита, таяние льда продолжается и сегодня. Об этом говорят недавно открытые следы движения воды по поверхности красной планеты. Дальнейшие наблюдения за ледниками, как надеется планетолог, помогут понять, как будет выглядеть Марс в ближайшем будущем и как эти изменения отразятся на его потенциальной обитаемости.