За Плутоном нашли нового кандидата в карликовые планеты

Международная группа астрономов обнаружила, что транснептуновый объект 2014 UZ224, третий по удаленности от Солнца, может быть карликовой планетой.

Карликовая планета Седна (в представлении художника)Карликовая планета Седна (в представлении художника)
© © NASA / Global Look

Согласно определению XXVI Ассамблеи Международного астрономического союза, под карликовой планетой понимается небесное тело, которое вращается вокруг Солнца, но, в отличие от планет, не способно расчистить свою орбиту от других объектов. Сейчас статус карликовых планет закреплен за Церерой (астероид), а также транснептуновыми объектами — Эридой, Плутоном, Хаумеей и Макемаке. Однако в качестве кандидатов рассматриваются по меньшей мере 40 небесных тел. В октябре 2016 года ученые объявили об открытии транснептуна 2014 UZ224, или «ДиДи» (DeeDee). На момент наблюдений объект находился на удалении 91 астрономической единицы от Солнца, что почти в 2,5 раза дальше, чем Плутон. Первоначальные оценки предполагали, что размер «ДиДи» варьируется от 300 до 900 километров, что позволило рассматривать его как кандидата в карликовые планеты.

В новой работе исследователи из США, Франции, Великобритании и других стран уточнили диаметр транснептуна. Для этого авторы наблюдали за ним посредством комплекса радиотелескопов ALMA (Atacama Large Millimeter Array) в чилийской пустыне Атакама — он позволяет делать снимки далеких космических объектов в высоком разрешении. Благодаря информации, ранее полученной в ходе обзора The Dark Energy Survey (DES), и новым данным астрономам удалось оценить размер 2014 UZ224 — он составил 635 ± 70 километров, что вдвое меньше диаметра Харона. По мнению ученых, за счет собственной силы гравитации показатель, вероятно, позволяет «ДиДи» иметь сферическую форму. Наличие такой формы, обусловленное достаточными массой и размером, является одним из критериев оценки небесного тела в качестве карликовой планеты.

Дополнительно команда измерила альбедо (способность поверхности отражать солнечный свет) 2014 UZ224 — оно достигло около 13 процентов, столько же отражает сухая почва на поверхности Земли. Предполагается, что «ДиДи» покрыт смесью изо льда и грязи. Кроме того, авторы рассчитали температуру на поверхности небесного тела — она составила -243 градуса Цельсия, или 30 кельвинов. Отмечается, что объекты, подобные этому транснептуну, образовались на ранних этапах возникновения Солнечной системы, поэтому анализ их физических характеристик и орбиты важен для понимания эволюции планет. В последующем, сочетая радио- и оптические данные, исследователи намерены приблизиться к обнаружению так называемой «планеты X» — гипотетического объекта, расположенного за орбитой Нептуна.

В 2016 году сотрудники Калифорнийского технологического института Константин Батыгин (Konstantin Batygin) и Майк Браун (Mike Brown) представили новые данные в пользу существования планеты X. Изучая орбиты объектов пояса Койпера, они выяснили, что на последние должна воздействовать гравитация другого небесного тела. Однако найти гипотетическую планету не удалось.

Статья опубликована в The Astrophysical Journal