Бактерии-защитники лягушек становятся бессильными в холоде

Исследователи из Школы морской и тропической биологии (School of Marine and Tropical Biology) Университета Джеймса Кука в Австралии  выяснили, что в более холодных температурах лягушки теряют свою защиту от смертельного грибкового заболевания.

Litoria rheocolaLitoria rheocola
James Cook University/Ross Alford

Патогенный гриб Batrachochytrium dendrobatidis в последние десятилетия все шире распространяется в мире, поражая представителей класса земноводных. Ученые признают, что он стал причиной резкого сокращения их численности и полного исчезновения ряда видов.

Диапазон температур, в котором лучше всего развивается смертельный для лягушек грибок, составляет от 15 до 25°С. Предыдущее исследование показало, что лягушки, которые дольше время живут с температурой тела выше 25°С, реже страдают от этого заболевания. Однако отмечались и случаи развития грибка при температуре ниже 15°С, что ставило ученых в тупик.

Теперь они выяснили, что при падении температуры снижается жизнедеятельность бактерий, обитающих на поверхности тела лягушки. А эти бактерии выделяют вещества, которые препятствуют развитию грибка. Так что при низких температурах лягушка теряет свою бактериальную защиту.

Ученые собрали образцы симбиотических бактерий у трех видов лягушек: Litoria nannotis, Litoria rheocola и Litoria serrata. Бактерий выращивали при температурах от 8 до 33°С, а затем подвергали культуры грибка воздействию химических веществ, полученных от этих бактерий. Бактерии, выращенные при 8°С, как правило, показывают самую низкую способность бороться с грибком. Результаты этого исследования были опубликованы в журнале PLOS ONE.

В другом исследовании, о котором рассказывается в журнале Nature, был разработан метод прививки лягушек от этой смертельной болезни. Исследователи применили материал, содержащий мертвый грибок Batrachochytrium dendrobatidis. Попадание его в организм лягушек вызывает иммунитет, позволяющий им потом устоять при заражении этим грибком.