Биологи открыли вид ос, превращающих пауков в послушных “зомби”

РИА Новости. Японские биологи раскрыли крайне необычную стратегию размножения у одного из малоизвестных видов ос-наездников – эти насекомые выработали способность “зомбировать” пауков и заставлять их строить прочный кокон, где внутри паука будут расти их личинки, говорится в статье, опубликованной в Journal of Experimental Biology.

Фото из оригинальной статьиCyclosa argenteoalba
© Keizo Takasuka

В последние годы биологи открыли множество примеров того, что паразиты не только используют организм-хозяин для роста, но и напрямую управляют его поведением. К примеру, вирус LdMNPV превращает гусениц шелкопряда в биобомбу, а токсоплазма делает мышей бесстрашными. Личинки мушек-горбаток, живущие внутри пчел, заставляют насекомых сбегать из улья, летать и ползать по кругу до тех пор, пока их силы не иссякнут.

Кейзо Такасука (Keizo Takasuka) из университета Кобе (Япония) и его коллеги раскрыли еще более удивительный пример “зомбирования” жертвы паразитами, наблюдая за поведением ос вида  Reclinervellus nielseni, паразитирующих на пауках-кругопрядах Cyclosa argenteoalba, живущих на территории Японии и Восточной Азии.

Поймав несколько зараженных пауков и попытавшись вырастить личинок в лаборатории, Такасука столкнулся с крайне необычным поведением этих членистоногих. Они начинали строить некое подобие кокона из своих ловчих сетей, удаляя липкие нити из “узора” паутины и укрепляя ее примерно так же, как пауки поступают с “ковриком”, который они плетут и которым они “прикрываются” во время линьки.

В результате этого будущее гнездо куколок осы становилось примерно в 40 раз прочнее, чем нормальные “версии” охотничьей паутины и “коврика”. Дополнительной защитой для личинок ос служит то, что нити кокона, построенного их зомби-“рабом”, светится в ультрафиолете и отпугивает других насекомых, считающих, что они имеют дело с охотничьей паутиной.

Как осам удается заставить пауков исполнять совершенно “чужую” и незнакомую им программу действий? Такасука считает, что “зомби” начинают плести кокон по той причине, что личинки ос выбрасывают в его организм гормоны, напоминающие по структуре те сигнальные молекулы, которые организм паука вырабатывает перед началом линьки.

Что интересно, паук оставался “зомбированным” даже в том случае, если биологи удаляли из него личинку. Нечто похожее происходит и с мышами, “порабощенными” токсоплазмой – они тоже остаются бесстрашными и не боятся кошек даже после того, как паразит был полностью удален из их крови и мозга.