Биологи раскрывают механизм деления одноклеточной неглерии

Международная группа ученых во главе с Массачусетским университетом в Амхерсте (США) определила, что неглерия использует три дополнительных вида белка тубулина в клеточных процессах – особенно во время деления. Открытие позволит разработать новые методы лечения поражающей нервную систему инфекции, которую вызывает один из видов неглерий, сообщает пресс-служба вуза.

Naegleria gruberiКлетки Naegleria gruberi используют один набор тубулинов для построения митотического веретена (голубой, слева) и другой набор тубулинов (оранжевый, справа) для трансформации в жгутиковые клетки
© Katrina Velle, Fritz-Laylin Lab, UMass Amherst

Большая часть жизни на Земле зависит от ряда полимеров – микротрубочек, состоящих из тубулина, которые выполняют множество задач: от помощи клетке в движении до транспортировки пищи и отходов внутри клетки. Микротрубочки также помогают в митозе, когда одна клетка делится на две, сначала дублируя свои хромосомы, а затем вытягивая каждый набор в противоположные стороны клетки, прежде чем разделиться на две части. Один из ключевых моментов митоза — когда «веретено», состоящее из микротрубочек, захватывает хромосомы и помогает разделить их на два идентичных набора.

Ранее было известно что неглерия использует особый вид тубулина во время митоза. Новое исследование показало, что амеба вида Naegleria gruberi также использует три дополнительных тубулина, особенно во время митоза. Одна пара белка используется только во время митоза, а другая, жгутиковые тубулины, отвечает за движение клетки. Биологи сравнили тубулины и структуры, которые они строят, друг с другом и со структурами других видов неглерии.

Вид Naegleria gruberi тесно связан с неглерией Фоулера (Naegleria fowleri) – одноклеточным организмом, который может проникать в мозг человека и вызывать первичный амёбный менингоэнцефалит, поражая нервную систему. «Если мы сможем понять основы биологии Naegleria, – говорят авторы работы, – мы сможем научиться уничтожать ее, разрабатывая лекарства, нацеленные на уникальные тубулины амебы».

Статья опубликована в журнале Current Biology