Биологи заметили, что пчелы перестают танцевать

Из примерно 500 еще существующих видов пчел около десятка пользуются « языком танца ». Через серии ритуальных движений, длящихся от нескольких секунд до нескольких минут, соседи по улью получают закодированную информацию о расположении источника пищи, ее количестве, расстоянии до нее и тому подобном. Считается, что этот механизм имеет чрезвычайно длинную историю и «танец пчел» развивался более 20 миллионов лет. Однако в наше время он, похоже, умирает.

© Martin LaBar/flickr© Martin LaBar/flickr

В статье, опубликованной в журнале Science Advances, немецкие и швейцарские биологи сообщили о результатах полевых наблюдений за медоносными пчелами Apis mellifera. Авторы ожидали, что колонии, активнее практикующие танцы, должны собирать ресурсы эффективнее и производить больше меда. Однако в процессе наблюдений обнаружилось, что у некоторых колоний продолжительность танца сокращается. И по мере этого сокращения они производят меда все больше и больше.

Судя по всему, у таких колоний «традиционный танец» постепенно заменяется менее поэтичной, но более практичной в современных условиях стратегией. Насекомые перестают координировать свои поиски, и каждая рабочая особь ведет сбор независимо от остальных. Ученые предполагают, что причина этому — человек, точнее говоря, то, как непредсказуемо, быстро и постоянно он меняет  ландшафт. Лес может исчезнуть за день, а один монотонный вид растений на полях к следующему сезону может полностью смениться другим — возможно, менее расчетливый подход к сбору нектара в этих условиях оправдывает себя.

Чтобы проверить эту гипотезу, ученые провели эксперименты с восемью колониями пчел, каждая из которых насчитывала по 15-25 тысяч работников. Одни, контрольные, колонии жили обычной жизнью и, как им свойственно, танцевали. Другим же авторы искусственно нарушали возможность использовать танцы для обмена информацией. Их гнезда содержались в темноте и время от времени поворачивались, что не позволяло сориентироваться по фигурам танца.

В этих условиях исследователи наблюдали процесс «отмирания танца» в пчелиной колонии. Раз за разом убеждаясь, что танцы перестали приносить значимую информацию, насекомые проявляли к ним все меньше интереса и тратили все меньше времени, наблюдая за танцующими особями. Они переходили к независимому сбору ресурсов: колония адаптировала свое поведение и начинала действовать с высокой эффективностью.