Своей осанкой неандертальцы не отличались от современных людей

Виртуальная реконструкция таза и позвоночника неандертальца, проведенная учеными Цюрихского университета и Университета Вашингтона в Сент-Луисе на основе хорошо сохранившегося скелета, найденного более века назад во Франции,  показало , что позвоночник неандертальцев, как и позвоночник современных людей, имел изгибы, позволяющие держать тело прямо, а не наклонять его вперед.

Реконструкция позвоночника из Ла-Шапелль-о-Сен© Martin Häusler, UZHРеконструкция позвоночника из Ла-Шапелль-о-Сен
© Martin Häusler, UZH

Мнение, что неандертальцы не были приспособлены к вертикальному положению тела, а ходили, сильно наклонившись вперед, были сутулыми и имели кривую шею, возникло в начале XX века. Значительную роль в этом сыграла работа французского антрополога Марселина Буля, изучившего почти полный скелет неандертальца, который был найден в 1908 году в пещере Ла-Шапелль-о-Сен (La Chapelle-aux-Saints) во Франции. Но в 1955 году геолог и палеонтолог Камиль Арамбур доказал, что у данного неандертальца был сильный остеоартрит и именно этим объясняется его сутулость.

Решающим аргументом стало сопоставление позвоночника из Ла-Шапелль-о-Сен с рентгеновскими снимками самого Арамбура, который тоже страдал остеоартритом. С тех пор ученые убедились в сходстве осанки современных людей и неандертальцев, хотя изображения согнутых и кривоногих неандертальцев еще встречались некоторое время в популярной литературе.

Недавно к теме осанки неандертальцев исследователи вернулись вновь. В одной из работ на основе строения отдельных позвонков неандертальцев был сделан вывод, что их позвоночник не имел характерных изгибов, облегчающих прямохождение. Позвоночник Homo sapiens имеет форму очень вытянутой буквы S, его шейный и поясничный отделы выгнуты вперед, а грудной и крестцовый – назад. Это позволяет амортизировать нагрузки, возникающие при ходьбе. Если неандертальцы не имели такого приспособления, они чаще вынуждены были бы передвигаться, согнувшись и помогая себе руками.

Авторы нынешней работы решили проверить это предположение, использовав всё тот же скелет из Ла-Шапелль-о-Сен. Они создали на его основе компьютерную анатомическую модель и обнаружили, что позвоночник этого неандертальца, как и у современных людей, имел изгибы в шейном и поясничном отделах.

Следы износа в тазобедренном суставе скелета из Ла-Шапелль-о-Сен также указывают на то, что неандертальцы имели прямую осанку, подобно современным людям. «Нагрузка в тазобедренном суставе и положение таза ничем не отличаются от наших», – говорит один из авторов работы Мартин Хойслер (Martin Haeusler).

Это наблюдение подтверждается анализом и других неандертальских скелетов с достаточным количеством остатков позвонков и костей таза.

«В целом, вряд ли есть какие-либо свидетельства, указывающие на то, что у неандертальцев принципиально иная анатомия, – объясняет Хойслер. – Сейчас настало время признать основные сходства между неандертальцами и современными людьми и переключить внимание на тонкие биологические и поведенческие изменения, которые произошли у людей в конце плейстоцена».

Работа опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences