Брачные призывы насекомых использованы против них

Энтомолог Валерио Маццони (Valerio Mazzoni) и его коллеги предложили новый способ борьбы с вредителями виноградников. Исследование было проведено на базе Университета Тренто и Фонда Эдмунда Маха (Fondazione Edmund Mach) – сельскохозяйственного исследовательского центра, также расположенного в Тренто.

Scaphoideus titanScaphoideus titan

Североамериканское насекомое Scaphoideus titanus из семейства цикадок (Cicadellidae) было завезено в Европу в середине XIX века. В то время французские виноградники страдали от другого вредителя – знаменитой филлоксеры (Dactylosphaera vitifoliae), тоже завезенной из Америки. Полную гибель французского виноделия удалось предотвратить, когда двое французских виноделов Лео Лалиман и Гастон Базиль придумали прививать лозы европейских сортов на устойчивые к филлоксере американские сорта винограда. Но во время массового завоза растений из Америки цикадка Scaphoideus titanus тоже смогла проникнуть на юг Франции. Это насекомое питается на виноградных лозах, но главная его опасность состоит в том, что цикадка распространяет опасную болезнь винограда – золотистое пожелтение (flavescence dorée). Листья растения желтеют, и оно постепенно погибает из-за деятельности бактерии из группы фитоплазм (Phytoplasma vitis), которая проникает в организм растения, когда цикадка сосет его соки. Сейчас золотистое пожелтение отмечено во многих виноградниках на юге Франции, а также в Германии, Швейцарии и Италии.

Для контроля над насекомыми-вредителями часто используют выделяемые ими феромоны, которые нужны насекомым для привлечения партнера. Снабдив ловушку феромонами самки, в нее можно заманить множество самцов. Но с цикадкой Scaphoideus titanus этот способ не работает. Для поиска партнера она использует не химические сигналы, а вибрацию. Самец «поет» своими ногами, заставляя вибрировать лист растения, на котором он сидит. Если вибрацию чувствует самка, она начинает «петь» в ответ. Постепенно в ходе такого дуэта самка находит самца, и происходит спаривание.

Исследователи установили на растения динамики, которые воспроизводят брачную песнь самца цикадки. Звук подобран такой громкости, чтобы вызвать вибрацию растений, аналогично той, что возникает в природе. В результате настоящие самцы и самки, живущие неподалеку, оказываются не в состоянии найти друг друга.

Результаты эксперимента опубликованы в журнале Journal of Pest Science.