Для набегов на поля крестьян индийские слоны-подростки объединились в банды

Ученые выяснили, что индийские слоны-подростки объединяются в группы, чтобы добывать еду на сельхозугодиях. Ученые предполагают, что общество других слонов помогает подросткам справляться со стрессом из-за неизбежных контактов с хозяевами тех сельхозугодий, на которых они кормятся. Такие контакты зачастую кончаются стрельбой, отравлениями и ударами током.

Слоны — социальные животные. Они живут в группах, возглавляемых самками, в которые входят и молодые самцы. Достигнув возраста полового созревания (10 лет и старше), самцы уходят из семьи, либо проводя время в одиночестве, либо сбиваясь в группы, либо прибиваясь на время к другим стадам в надежде спариться. Ученые решили выяснить, как на социальное поведение слонов влияет жизнь рядом с человеком. В Южной Индии слоны часто сталкиваются с человеком, приходя на его поля и поедая урожай. При этом самцы отправляются в набеги на фермерские угодья в шесть раз чаще, чем самки, поэтому на самцах ученые и сосредоточились.

На протяжении почти двух лет, с февраля 2016-го по декабрь 2017 года, исследователи наблюдали за слонами, живущими на юге Индии, на границе штатов Тамилнад и Карнатака. Всего им удалось проследить за 248 самцами разного возраста и проанализировать их социальное поведение.

Авторы статьи выяснили, что в группы предпочитают сбиваться слоны-подростки в возрасте от 10 лет до 21 года. Эти животные уже достигли полового созревания, но не имеют знаний и опыта взрослых самцов. Таких слонов ученые назвали социально незрелыми. Ученые отметили, что эти слоны чаще всего объединяются в небольшие группы, размером от двух до шести особей. Дети, не достигшие 10 лет, в основном живут в стадах с матерями, а взрослые — в одиночестве ходят по лесам.

Авторы обратили внимание, что в основном группы, состоящие из подростков, встречаются в ландшафтах, измененных человеком, — в 65% случаев наблюдений.

Авторы статьи считают, что подростки сбиваются в группы, чтобы использовать социальную буферизацию — эффект группы, хорошо известный и людям. Если коротко, то он значит, что вместе не так страшно. То, что слонам страшно красть еду у индийских крестьян, показывают данные другого исследования, в рамках которого ученые искали в фекалиях слонов метаболиты глюкокортикоидов, гормонов, связанных со стрессом. Больше всего их оказалось у слонов, которых земледельцы гоняли со своих полей.

Результаты своих наблюдений ученые опубликовали в журнале Scientific Reports