Генетические корни анорексии и булимии

РИА Новости. Потеря или временное отключение гена ESRRA превращает мышей, и в особенности самок, в настоящих анорексиков, отказывающихся от калорийной пищи даже тогда, когда они сильно голодают, говорится в статье, опубликованной в журнале Cell Reports.

Анорексия © Flickr/ passionofvictoria

“Мы показали, что данный ген и нарушения в его работе могут быть одним из факторов риска, которые влияют на развитие анорексии или булимии. Конечно, социальные факторы, такие как западный идеал стройности для женщин, влияют на их появление. Скорее всего, распространение этих болезней в последние годы связано с обществом, а не с генетикой”, — заявил Майкл Луттер (Michael Lutter) из университета штата Айова в Айова-Сити (США).

Луттер и его коллеги наблюдали за поведением мышей, в чьем геноме они отключали или повреждали гены, аналоги которых в геноме человека связываются с ожирением и прочими расстройствами метаболизма.

Когда генетики повредили ген ESRRA, отвечающий за считываемость многих других участков ДНК в нейронах мозга, поведение мышей разительно поменялось. Когда такие грызуны голодали, они прикладывали заметно меньше усилий для получения еды, а также не предпочитали есть пищу с высоким содержанием жира, что делают животные с нормальной копией этого гена.

Кроме того, эти грызуны, и в особенности самки, страдали и от других характерных симптомов анорексии – проблем с общением с окружающими и обсессивно-компульсивного расстройства, которое проявлялось в маниакальном стремлении к вылизыванию шерсти.

Убедившись в существовании генетической подоплеки анорексии и булимии, группа Луттера попыталась узнать, с какой частью мозга связаны эти болезни, попеременно отключая ESRRA в разных отделах нервной системы. Как оказалось, наиболее заметные изменения происходят в префронтальной и глазнично-лобной коре мозга. Нарушения в первом отделе связаны с нежеланием искать и есть калорийную пищу, а во втором – с неврозами.

В ближайшее время ученые попытаются найти способы восстановить работу этого гена в этих участках мозга или хотя бы нейтрализовать негативные эффекты, связанные с его поломкой. Как отмечают биологи, если им удастся это сделать, то это откроет дорогу для создания генной терапии или лекарства для борьбы с анорексией и булимией.